СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2022 г. - XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

СМИ о форуме

На форуме в Петербурге обсудят планы России в Арктике

Объединить усилия для обеспечения устойчивого развития Арктического региона, имеющего исключительную важность для России, должен XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который начинается 8 декабря в Санкт-Петербурге.

В форуме примут участие основные действующие лица, формирующие арктическую повестку страны. В двухдневную программу форума вошло 56 сессий. Ожидается, что в мероприятии примут участие более 3000 человек, в том числе более 500 экспертов.

Среди ключевых тем форума: социально-экономическое развитие российской Арктики, развитие транспортных путей, освоение ресурсной базы, инвестиции в арктические проекты, научные исследования, развитие кадрового потенциала, сохранение экосистем, развитие креативной экономики в Арктике и многие другие.

Отдельное внимание будет уделено международной повестке арктического сотрудничества в изменившихся геополитических условиях. В дискуссиях форума примут участие представители более 20 стран. Деловая программа форума будет сопровождаться выставочной частью, на которой российский бизнес и регионы представят свои арктические проекты. В рамках форума также пройдут торжественные мероприятия, посвященные 90-летию Главного управления Северного морского пути.

По итогам форума будет принята резолюция, которая системно объединит инициативы всех участников арктической деятельности и позволит усилить вовлеченность в их реализацию, повысить адресность предложений и их ориентированность на практический результат.

Участие в форуме подтвердили министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов, депутаты Госдумы Ирина Яровая, Николай Харитонов, гендиректор ОСК Алексей Рахманов и другие официальные лица.

В деловой программе выступят главы арктических регионов РФ, а также субъектов, которые вовлечены в арктическую повестку: Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга, Андрей Чибис, губернатор Мурманской области, Юрий Бездудный, губернатор Ненецкого автономного округа и другие.

Источник: REGNUM

В МОО «Ассоциация полярников» заявили о важности работ по восстановлению российской научной станции «Восток» в Антарктиде

Об этом на полях XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук.

Созданная в 1957 году научная станция в Антарктиде пережила несколько консерваций. В настоящее время совместными усилиями Русского географического общества, частных инвесторов и Правительства РФ ведётся работа по восстановлению полноценного функционирования исследовательского и инфраструктуры этого комплекса.

Важную роль в организации станции «Восток» в Антарктиде сыграло Русское географическое общество и лично член попечительского сюСовета этой организации Леонид Михельсон. Об этом на полях XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук. В ходе Деловой программы, завершившегося 9 декабря в Санкт-Петербурге отраслевого конгрессионно-выставочного мероприятия МОО «Ассоциация полярников» и Русское географическое общество заключили соглашение о сотрудничестве в сферах научной и культурно-просветительской деятельности.

В случае со станцией «Восток» многие факторы тесно переплелись. По сути мы присутствуем при историческом событии - возобновлении работы этой станции.

Михаил Слипенчук, первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук

Михаил Слепенчук подчеркнул, что после сравнительно долгого периода, когда исследования в Арктике и Антарктике нашей страной практически не проводились, наблюдается существенный рост интереса со стороны государства и бизнеса в развитие этих регионов. Первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» отметил, что за последние годы инвестиции в эти территории значительно возросли.

Станцию «Восток» было важно воссоздать, потому что она расположена на полюсе холода Земли. Здесь в современные годы были сделаны многие географические открытия. В том числе открыто крупнейшее подлёдное озеро Восток. Сейчас таких озёр подо льдом Антарктиды открыто уже более 100. В это же время те условия, в которых жили наши полярники были, мягко скажем, удручающими. Работники перемещались по снежным коридорам. Сегодня же эта станция возросла в себя все лучшие разработки, которые сегодня есть в этой области. Я выражаю благодарность председателю правления ПАО «НОВАТЭК» Леониду Михельсону за то, что он выступил с инициативой строительства этой станции. Я думаю, «Восток» будет одной из лучших станций в Антарктиде. Будет примером для всего международного сообщества в части того, как нужно организовывать условия и жизни и работы для полярников.

Михаил Слипенчук, первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук

Михаил Слипенчук обратил внимание, что температура в месторасположении станции может составлять до - 70 градусов по Цельсию. В этих условиях создатели «Востока» постарались предусмотреть все возможное, чтобы создать максимально комфортные условия для работы. Объект будет состоять из двух независимых модулей, каждый из которых сможет функционировать отдельно, даже в случае остановки одного из них. Здесь должно появиться специальное телекоммуникационное и медицинское оборудование.

К сборке станции специалисты приступили в январе 2022 года. Туда было доставлено около 1600 тонн грузов, в том числе 1200 тонн конструкций для возведения нового зимовочного комплекса. С помощью новой аппаратуры и созданных условий инициаторы проекта планируют вывести на новый уровень качество исследований, в том числе в области исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды, «озоновой дыры», а также отслеживать уровни воды в Мировом океане.

Автор: Виталий Реймерс

Источник: ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Способы улучшить жизнь россиян в Заполярье обсудили на форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Завершился XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Второй день работы начался с пленарного заседания, посвященного развитию человеческого потенциала в регионах Арктической зоны РФ. Эксперты обсудили, как всесторонне улучшить жизнь людей в суровых полярных условиях.

«Достаточно много направлений работы: экология, наука, работа с ветеранами, арктическая медицина, духовное, культурное и природное наследие, информационные системы телекоммуникаций, развитие арктического туризма, международная деятельность, развитие цифровых технологий, молодежная политика, патриотическое воспитание и просветительская деятельность», — отметил вице-президент Ассоциации полярников Михаил Слипенчук.

Эксперты отметили, что для развития человеческого потенциала особенно важно создавать комфортные условия жизни. Это предполагает надежное и экономичное энергообеспечение даже самых удаленных уголков Арктики, обеспечение доступности медицинской помощи, развитие инфраструктуры в целом. Работа по всем заданным направлениям не прекращается и следует курсу, заданному Стратегией развития Арктической зоны РФ, утвержденной указом президента России Владимира Путина.

Идеи и предложения, вынесенные на пленарном заседании, учтут в резолюции по итогам проведения форума «Арктика: настоящее и будущее». Документ станет ориентиром в развитии северных территорий России.

Источник: ФАН

Ключевые цели развития российской Арктики - усиление экономики и повышение благосостояния людей

В Санкт-Петербурге начал работу XII Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее».

Работа форума началась с пленарного заседания: «Курс на Север: время реализации арктических возможностей». Первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук, начиная работу отметил: «Нынешний форум – это подведение итогов и возможность наметить движение вперед. В его работе принимают участие около 2000 гостей. Итогом работы станет резолюция, которая будет направлена во все госорганы: Госдуму, Совет Федерации и Правительство РФ».

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в своем выступлении подчеркнул, что АЗРФ – это крупнейшая особая экономическая зона в мире. С 2019 года на уровне Правительства были приняты важные решения, принята Стратегия развития Арктики до 2035 года и план развития Севморпути до 2035 года. В следующем году будет принят закон о Северном завозе.

Говоря о развитии Севморпути, он отметил роль крупнейших компаний, работающих в Арктике. Важную роль бизнеса в этом направлении отметил и специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. «Сегодня грузооборот формируется из потребностей компаний. Норникель, Новатэк, Газпром вкладывают средства в развитие СМП, в развитие территорий, в экономику», - сказал он.

Ключевыми целями развития российской Арктики является усиление экономики и повышение благосостояния людей.

«Арктика – это города, в которых живут люди, и важно улучшать условия жизни», - подчеркнул Чекунков. В качестве положительного примера он отметил компанию «Норникель», которая в рамках государственно-частного партнерства реализует в Норильске программу социально-экономического развития города.

Вице-президент «Норникеля» Андрей Грачев поблагодарил Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики за поддержку компании. «Нам не обойтись без помощи государства и государственно-частное партнерство – главное в развитие АРЗФ», - особо отметил он.

Грачев напомнил, что совместно с государством на Таймыре были реализованы такие глобальные проекты, как реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска, реализуется программа по переселению жителей из Норильска и Дудинки. В настоящее время реализуется масштабная программа социально-экономического развития Норильска. Объем инвестиций составляет 120 млрд. рублей, 81,3 млрд. выделяет компания «Норникель».

Программа реновации Норильска беспрецедентная. Это тот уровень взаимодействия, который можно масштабировать и передавать на другие арктические территории.

«Норникель» делает все, чтобы улучшить жизнь в городах, где работает. Так, в Норильске силами и за счет «Норникеля» был проведен высокоскоростной интернет. Ведется активная работа с коренными малочисленными народами Севера. «Нами принята и реализуется 5-ти летняя программа по поддержке КМНС объемом финансирования 2 млрд. рублей», - рассказал Андрей Грачев.

Важнейшей особенностью Арктики является ее хрупкость, поэтому решение экологических вопросов, очистка территории Арктики также являются для компании первостепенными.

Вице-президент «Норникеля» рассказал о ходе реализации Серной программы в Норильске, благодаря которой выбросы диоксида серы сократятся на 95%: «Сейчас мы внимательно смотрим на сроки реализации этой программы, активизируем процессы импортозамещения».

Помимо Серной программы в Норильске реализуется проект «Чистый Норильск», он входит в проект «Чистая Арктика». «Мы убираем территорию не только на своих промышленных площадках, но и всего Норильского промрайона. Для этого было создано специальное подразделение, закуплена уникальная техника, сделанная по спецзаказу», - подчеркнул Грачев. Помимо этого, на Таймыре активно развивается волонтерское движение.

Источник: НИА-ФЕДЕРАЦИЯ

Контракт на пятый и шестой серийные атомоходы проекта 22220 может быть подписан в декабре 2022 года — Вячеслав Рукша

Группировка ледоколов на СМП должна достигнуть 22 единиц к 2035 году.

Контракт на пятый и шестой серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 может быть подписан в декабре 2022 года. Об этом сообщил заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» — директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша на полях XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

«Контракт в декабре», — заявил он, отвечая на вопрос журналистов о сроках заключения контракта на пятый и шестой атомоходы.

Атомоходы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России.

Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина — 173,3 м; ширина — 34 м; высота борта на миделе до ВП — 15,2 м; высота общая — 52 м; осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м; минимальная рабочая осадка — 9,2 м; водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; назначенный срок службы — 40 лет; экипаж — 53 человека. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Назначение: самостоятельная проводка судов (в том числе крупнотоннажных), лидирование караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольная проводка судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировка судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказание помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде. Строятся на класс РС.

Ранее в четверг Вячеслав Рукша заявил, что группировка ледоколов на Северном морском пути (СМП, Севморпуть) должна достигнуть 17 судов к 2030 году и 22 судов к 2035 году. Они смогут обслуживать грузопоток в размере не менее 150 млн и 220 млн тонн соответственно.

Госкорпорация «Росатом» с 2018 года является инфраструктурным оператором Северного морского пути, в ее ведении находится единственный в мире атомный ледокольный флот. В настоящее время на Балтийском заводе (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) по заказу ФГУП «Атомфлот» ведется строительство двух атомоходов проекта 22220. Это ледоколы «Якутия» и «Чукотка», их сдача заказчику запланирована на 2024 и 2026 годы. Введены в эксплуатацию головной ледокол проекта «Арктика» и два ледокола серии — «Сибирь» и «Урал». Еще один ледокол — «Лидер» — строится на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края.

Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.

Отдельный раздел плана посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта «Лидер», и развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.

Источник: ПОРТНЬЮС

На энергоснабжение западного берега Кольского залива дадут 4,2 миллиарда

Минвостокразвития выделит на энергоснабжение западного берега Кольского залива 4,2 миллиарда рублей.

Об этом стало известно на полях международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в Санкт-Петербурге.

«Создание энергетической инфраструктуры поможет развиваться нашим текущим и новым инвесторам, которые вкладывают деньги в экономику Мурманской области и создают рабочие места», - считает губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Напомним, на достройку Мурманского транспортного узла Центр даёт 37,7 млрд.

Источник: СЕВЕРПОСТ.RU

Грузооборот по Севморпути превысит плановый показатель 2022 года в 32 млн тонн

По состоянию на 7 декабря он уже достиг 31,8 млн тонн

Целевой показатель грузооборота по Северному морскому пути, установленный на 2022 год в объеме 32 млн тонн, будет превышен и составит около 34 млн тонн. Об этом сообщил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков на XII международном форуме "Арктика: настоящее и будущее", который открылся в Санкт-Петербурге.

‎"Фактический грузопоток в акватории СМП по состоянию на 7 декабря уже достиг 31,8 млн тонн. В структуре грузопотока более 60% занимает СПГ. Также по СМП перевозится нефть, генеральные грузы, контейнеры, газоконденсат", - заявил Алексей Чекунков. ‎

Кроме того, Минвостокразвития России и Росатом заключили первые трехсторонние соглашения с грузовладельцами, реализующими крупные инвестиционные проекты в Арктике и планирующими задействовать трассу Северного морского пути для их транспортировки. В ближайшее время аналогичные соглашения могут быть заключены еще с восемью грузовладельцами, сообщает Telegram-канал Минвостокразвития РФ.

Источник: ИА БИПОРТ

В Архангельске построят межвузовский кампус «Арктическая звезда»

На строительство межвузовского кампуса мирового уровня «Арктическая звезда» в Архангельске на основе механизма государственно-частного партнерства потребуется 30 млрд руб., сообщил директор департамента экономического развития администрации Архангельска Сергей Засолоцкий 8 декабря на круглом столе в ходе форума «Арктика: настоящее и будущее».

«Концепция кампуса уже есть, есть предпроектные решения. Стоимость — примерно 30 млрд руб., 128 тыс. кв. м. На территории кампуса будет учебная зона, общежития, центры различного рода для бизнес-инструментов. На этот проект есть концессионеры, которые готовы вкладываться», — сообщил Засолоцкий.

Напомним, президент России Владимир Путин поставил задачу до 2030 года создать 25 студенческих кампусов на основе механизма государственно-частного партнерства. В 2021 году были отобраны первые семь проектов по строительству кампусов — в Екатеринбурге, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Томске, Челябинске и Уфа.

На заседании правительства России 8 декабря министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что в 2022 году в ходе отбора проектов второй очереди из 39 заявок были отобраны еще девять проектов: в Архангельске, Великом Новгороде, Иваново, Перми, в Самаре, Тюмени, Хабаровске, Южно-Сахалинске и на федеральной территории «Сириус».

Как сообщил министр, общая стоимость проектов второй очереди составляет 230 млрд руб., из которых объем федеральных средств составит 103,1 млрд руб., региональных — 21,4 млрд руб., частных — 105,4 млрд руб. При отборе заявок учитывалось участие университетов в программе «Приоритет-2030», наличие в заявке планов по созданию технопарка, уникальная концепция архитектурно-градостроительных решений и другие факторы.

Напомним также, XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря. В ходе двухдневной деловой программы представители органов власти, крупных российских компаний, научных сообществ, СМИ и гражданского общества обсудят комплексные и стратегические решения по социально-экономическому развитию Арктической зоны, выработают тактические шаги по их реализации.

Источник: ИА КРАСНАЯ ВЕСНА

Александр Спиридонов: «Арктика — это территория развития России»

Депутат Государственной Думы РФ вступился за российский Север на международном форуме «Арктика — настоящее и будущее».

В Санкт-Петербурге прошел XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Деловая программа форума включит свыше 50 сессий по 11 тематическим направлениям, которые были посвящены актуальным направлениям развития Арктической зоны РФ. В одной из дискуссий был поднят вопрос о необходимости поддержки со стороны государства для развития Арктики

— Считаю, что обязательно нужна – причем очень серьёзная! Без бюджетного финансирования создания инфраструктуры, судостроения и логистики развитие Арктики просто немыслимо. На следующий год, благодаря поддержке Минпромторга, удалось увеличить госпрограмму по развитию судостроения и морской техники на 43%! Ежегодно предусмотрено строительство более 30 крупнотоннажных судов. При этом, анализ грузооборота показывает, что стране нужно минимум в 2 раза больше таких судов. Эту задачу нам ещё предстоит решить в ближайшее время. Что касается создания критически важного судового оборудования, здесь также удалось достичь серьёзного результата и включить в госпрограмму 14 миллиардов рублей на развитие отечественных комплектующих, — сказал Александр Спиридонов.

Он также отметил, что на площадках форума детально обсуждался и ледокольный флот.

— В федеральный бюджет заложили средства на строительство серии по проекту «Арктика». Эти атомоходы показали прекрасные результаты и, считаю, что они совершенно справедливо должны получить продолжение. В итоге проект «Четыре двойки ноль» (22220) станет рабочей лошадкой в северных широтах. Кроме того, предусмотрено строительство мощнейшего в мире ледокола «Лидер» – он сможет осуществлять круглогодичную проводку даже в самых тяжёлых ледовых условиях! Важное решение было принято по строительству нового экспедиционного судна, которое сможет работать в Арктике и Антарктике. Но нам предстоит побороться за финансирование ещё одного судна взамен «Михаила Сомова», которому сейчас уже 47 лет, а через 3 года будем справлять ему юбилей. Очевидно, что в ближайшей перспективе оно требует замены на более современное и функциональное. А вот «Михаила Сомова» предлагаю поставить на вечный прикол в Архангельске и превратить его в музей: показывать как устроено судно, как живёт экипаж, как работают механизмы и системы. Ну и, конечно, важно рассказать героическую историю освоения Севера. Арктика – это территория развития России. Мы здесь были всегда и навсегда останемся! – сказал Александр Спиридонов.

Источник: ИА РЕГИОН-29

Гендиректор ОСК предложил учиться жить в Арктике

Генеральный директор "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) Алексей Рахманов предложил рассматривать Арктику в качестве места постоянного полноценного проживания. Об этом менеджер рассказал 8 декабря в ходе выступления на пленарном заседании форума "Арктика: настоящее и будущее", передает корреспондент Sudostroenie.info.

«В начале прошлого века – мы Арктику изучали. То, что мы делаем сейчас, позволяет в Арктике работать. И это доказывает "Норильский никель", коллеги из "Новатэка". Мы подошли к третьей стадии развития Арктики – научиться не работать вахтовым методом, а жить. Превратить Арктику в место постоянного жительства, а не только исследования и работы – одна из главных задач, которые мы ставим перед собой», – цитирует гендиректора ОСК пресс-служба корпорации.

Как отметил Алексей Рахманов, ОСК готова участвовать в создании плавучей инфраструктуры в районе СМП: «Я не исключаю, что футуристические планы по городам на морях и океанах станут реальностью. И конечно, без нашей судостроительной смекалки осваивать эти технологии будет сложно».

Отметим, ранее для развития ОСК инфраструктуры в высоких широтах в ОСК предложили использовать стоечные суда.

XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" проходит в Санкт-Петербурге 8-9 декабря 2022 года. В программу форума входит 56 сессий, что подтверждает его статус самого масштабного делового мероприятия в России на тему Арктики. Главной задачей форума является объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего макрорегиона.

Источник: SUDOSTROENIE INFO

1    2    3    4    5    6

Назад к списку новостей