СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIV Международный форум

12–13 декабря 2024 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2022 г. - XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

СМИ о форуме

ВИДЕОРЕПОРТАЖИ

НОВОСТИ

Андрей Грачев: Мы переходим от экономики производства к экономике развития человека

С 8 по 9 декабря в Санкт-Петербурге проходит XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее". Развитие Арктической зоны является стратегическим приоритетом государства и залогом благополучия нашей страны. В новых условиях первостепенное значение для решения поставленных задач приобретает синхронизация усилий и укрепление диалога участников арктической деятельности.

Корреспонденту "Российской газеты" удалось на площадке форума задать несколько вопросов вице-президенту ГМК Норникель Андрею Грачеву.

Компания Норникель — ключевой участник форума. Большая часть производства сосредоточена в арктической зоне. Какие темы нынешнего форума, которые непосредственно касаются компании?

Андрей Грачев: Все темы форума касаются Норникеля. 65000 человек, практически основной состав компании, живет и работает в арктической зоне Российской Федерации. Из наиболее актуальных я бы выделил обсуждение вопросов государственно-частного партнерства. У нас большой опыт в этой сфере, и мы считаем, что ГЧП — основной фактор развития арктической зоны Российской Федерации. Мы говорили с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики о тех проблемах, которые сейчас стоят перед нами. Министерство сделало значительный шаг навстречу бизнесу. Многие сущности, которые созданы ими, таких как введение статуса резидента арктической зоны, стандартов поведения этих резидентов, все это полезно для бизнеса. И та же тема региональных инвестиционных проектов. Мы говорили о том, что у нас все стратегические программы: рассчитаны до 2035 года. Региональный инвестиционный проект "Южный кластер", реализуемый компанией ООО "Медвежий ручей", включен в реестр участников РИП Красноярского края. В рамках данного режима по проекту предусмотрены льготы по налогу на прибыль. Льгота в рамках РИП будет действовать до 2028 года ввиду завершения действия данного механизма в законодательстве. Так не стоит ли хотя бы на первых порах взять и продлить его до 2035 года? Инструменты развития Арктики привести в соответствие со стратегией. Мы нашли взаимопонимание с Государственной Думой по этому вопросу.

Еще одно интересное направление — реновация Норильска. Бюджет программы реновации Норильска составляет 120 миллиардов рублей, из которых 70% выделит Норникель. Опыт Норильска можно масштабировать в рамках всей страны.

Один из важнейших вопросов, который обсуждали на форуме, является вопрос о взаимоотношениях с коренными и малочисленными народами Севера, об их развитии.

Андрей Грачев: Тема достаточно интересная, мы достаточно далеко ушли в этом вопросе. Мы выработали политику по отношению с КМНС, сейчас мы её совершенствуем. Появилась процедура СПОС (справедливое предварительное осознанное согласие), которую мы включаем в эту политику. Процедура проводится с представителями КМНС в том случае, если действие компании затрагивает напрямую интересы представителей народов Севера. Конечно компания пошла дальше и в структуре Заполярного филиала создала специальное подразделение - отдел по работе с КМНС. Создан Координационный совет, в который вошли представители 54 общин Таймыра. Пропагандируя лозунг "Ничто для нас без нас", мы выступаем за изучение потребностей народов. Именно этот процесс нам дал возможность составить совместно с ними программу развития сроком на 5 лет с бюджетом порядка 2 миллиарда рублей. И наш опыт интересен с точки зрения контроля за исполнением программы, которую мы приняли, и дает нам возможность изучить дополнительные возможности.

Что вы можете сказать о роли науки при освоении Арктики?

Андрей Грачев: На форуме достаточно широкое обсуждение получил вопрос о роли и месте науки в изучении Арктики. Компания Норильский Никель продвинулась в этом вопросе достаточно далеко. Прошло пять научных экспедиций, в которых было задействовано более 100 ученых из 30 научных учреждений. Последняя экспедиция проводилась на трех площадках: Забайкальский край, Мурманская область и Красноярский край. Она была посвящена биоразнообразию, и на площадках местных общественных палат были обсуждены результаты. В середине декабря ожидается обсуждение результатов, которые будут представлены широкой публике, на площадке Общественной палаты РФ.

Не могли бы Вы отметить те программы, которые уникальны и реализуются только в Норникеле?

Андрей Грачев: У Норникеля — это, в первую очередь, реновация и развитие Норильска. Реновация — это не просто процесс замены одних домов на другие. Это комплекс мероприятий, в том числе реконструкцию инфраструктурных объектов. Мы недавно открыли комплексный центр социального обслуживания населения, и очень хорошо, что мы двигаемся вперед. Реновация — показатель того, что Норильск превращается в центр самореализации, где можно не просто работать, заработать и уехать, но можно и самореализоваться. Где можно не только работать, но и жить в условиях, которые не хуже, чем на "материке". А это значит, что мы переходим от экономики производства к экономике развития человека. И это — важно.

И второе — это корпоративная медицина. В декабре мы открываем второй медицинский центр. В 2023 году открыты будут медицинские центры в Талнахе и Кайеркане. Программа предусматривает пять центров, но именно за корпоративной медициной в арктической зоне будущее.

Источник: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

 

В России разработали проект закона «О северном завозе»

В России разработан законопроект «О северном завозе», в его подготовке участвовали члены Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, рассказал его председатель Николай Харитонов (КПРФ). Об этом сообщается на сайте комитета.

Думский Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» представляют шесть делегатов: Николай Харитонов, первый зампред комитета Сергей Каргинов, зампред комитета Валентина Пивненко и члены комитета Алексей Веллер, Владимир Новиков и Николай Новичков.

Формат их участия в форуме предусматривает выступление и модерирование отдельных мероприятий. К примеру, Валентина Пивненко модерирует сессию по дикоросам и выступает на сессиях по северному завозу и развитию социальной сферы в Арктике, Владимир Новиков выступает на сессии по молодежной политике в Арктике, а Николай Харитонов выступает с приветствием участникам форума в рамках пленарного заседания.

Харитонов напомнил, что на данный момент создан прочный нормативный фундамент, утверждены основы государственной политики в Арктике, а также новая комплексная госпрограмма по этой территории. Также появился режим поддержки предпринимательской деятельности в Арктике. Харитонов также отметил, что специально для Арктической зоны было принято восемь законов и более 40 нормативных актов.

Кроме того, по словам парламентария, планируется принять два законопроекта: по «дальневосточному и арктическому гектару» и по совершенствованию механизма предоставления северянам жилищного сертификата.

«В наступающем году планируем улучшить налоговое администрирование и ввести пониженные страховые взносы для резидентов Арктической зоны. И, наконец, одна из самых долгожданных инициатив — законопроект «О северном завозе», который разработан с непосредственным участием членов нашего комитета», — подчеркнул Харитонов.

В октябре этого года Николай Харитонов рассказал, что законопроект о северном завозе будет внесен в Госдуму в феврале 2023 года. По его словам, северный завод — это важнейшее мероприятие по обеспечению жизни людей в арктических регионах, поэтому соответствующий законопроект крайне необходим.

В начале ноября стало известно, что проект закона о северном завозе направили в Правительство. Уточнялось, что документ, разрабатываемый по поручению главы государства, уже согласован с 25 регионами, которые затрагивает северный завоз, ответственными министерствами и ведомствами, а также рассмотрен на профильном комитете Госдумы.

В частности, инициативой предполагается ввести понятие «северный завоз», а также распределить полномочия в данной сфере между уровнями власти, регулировать закупку и доставку товаров, организовать систему контроля и предусмотреть меры поддержки участников северного завоза. По задумке авторов инициативы, эту работу будет координировать Минвостокразвития.

Источник: ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА

 

«Норникель» и «Атомфлот» подписали долгосрочный договор на привлечение нового ледокола проекта 22220

Подписание состоялось сегодня в ходе форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Подписи под документом поставили старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий и и. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица.

Это новый долгосрочный и уникальный по продолжительности контракт. В соответствии с документом атомный ледокол серии 22220 будет использоваться для обеспечения судоходства в интересах «Норникеля» в акватории Северного морского пути на срок до конца 2041 г. с возможной пролонгацией до конца 2051 г. Сейчас с «Норникелем» по краткосрочному контракту работает атомоход «Сибирь» — с начала 2022 г. осуществляет круглогодичную навигацию на линии Мурманск/Архангельск — Дудинка и работает в Енисейском заливе, обеспечивая коммерческую скорость проводки.

Договор предусматривает оказание услуг по прокладке и поддержанию проходимости каналов в ледовом припае реки Енисей от Енисейского залива до порта Дудинка, а также ледокольное обеспечение судов на участке от западной кромки льдов до порта Дудинка и (или) обратно (западный сектор Северного морского пути, район Карского моря).

Новый контракт — часть масштабного стратегического партнерства «Норникеля» и Росатома, цель которого — развитие Северного морского пути. Оно соответствует долгосрочным интересам сторон: «Норникель», как один из крупнейших потребителей ледокольной проводки, получает гарантированное ледокольное обеспечение в долгосрочной перспективе, а Росатом, как инфраструктурный оператор СМП, обеспечивает загрузку имеющегося ледокольного флота и базу для получения финансирования на постройку последующих ледоколов.

Всего «Норникель» привлекает у «Атомфлота» два атомных ледокола — типа «Таймыр» («Вайгач») и «Сибирь» проекта 22220, а также один дизельный «Адмирал Макаров» Росморпорта. Эта группировка позволяет проводить ежемесячно в порт Дудинка до 11 судов, требующих ледокольного сопровождения.

Кроме того, Росатом и «Норникель» продолжают разработку проекта строительства дизельного ледокола, а также развивают сотрудничество по таким направлениям, как обеспечение портовых ледокольных мощностей и судоремонта.

«Привлечение дополнительных ледокольных мощностей необходимо „Норникелю“ из-за существенного увеличения грузопотока в Норильский промышленный район. Рост связан с реализацией целого ряда инвестиционных проектов „Норникеля“ и других компаний на Таймыре, а также со стартом программы масштабной реновации Норильска. Чтобы выполнить эти задачи, мы уже расширили нашу логистическую инфраструктуру. Так, количество рейсов в прошлую зимнюю навигацию через Дудинку увеличилось на 75%, а объем грузов вырос на 40% по сравнению со средними показателями предыдущих лет. Долгосрочный контракт с „Атомфлотом“ и привлечение нового ледокола проекта 22220 на постоянной основе обеспечат ритмичную доставку грузов в Норильск и станут залогом успешного выполнения наших стратегических проектов», — сказал в ходе церемонии подписания Сергей Дубовицкий.

«Наши многолетние партнеры высоко оценили эффективность работы атомного ледокола „Сибирь“ на реке Енисей, — сказал и. о. генерального директора ФГУП „Атомфлот“ Леонид Ирлица. — Атомоход проекта 22220 продемонстрировал готовность обеспечить эффективную транспортную систему по доставке продукции горно-металлургической компании. Отмечу, что при заинтересованности „Норникеля“ данный договор может быть продлен на два последовательных периода продолжительностью до пяти лет каждый».

Справочно:

«Норникель» владеет собственным арктическим флотом. Сегодня флот компании состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 (пять контейнеровозов типа «Норильский никель» и один танкер «Енисей»). Эти суда способны ходить во льдах толщиной до 1,8 м без сопровождения ледоколов благодаря особенностям проекта и движителю Azipod.

В 2010 и 2011 гг. суда «Норникеля» впервые в истории за одну навигацию проследовали по всей трассе Северного морского пути с запада на восток и обратно в самостоятельном плавании, доставив в порты Юго-Восточной Азии продукцию компании, а в обратном направлении — грузы снабжения.

Арктический флот «Норникеля» позволяет не только доставлять продукцию компании покупателям, но и обеспечивать жителей региона необходимыми продуктами и товарами. Ежегодно флотом компании в Дудинку доставляется около 110 000 т продовольственных грузов и товаров народного потребления.

Помимо флота, «Норникель» владеет несколькими речными портами и морским портом Дудинка, а также перегрузочным терминалом в порту Мурманск. Порты оснащены современной инфраструктурой, предназначенной для работы с судами компании.

Источник: ВЕДОМОСТИ

 

«Территория будущего противостояния»: как США и НАТО активизируют военную деятельность в Арктике

США и другие страны НАТО рассматривают Арктику в качестве «потенциально конфликтного региона», поэтому активизировали здесь свою военную деятельность, заявил командующий Северным флотом РФ Александр Моисеев. По его словам, военно-морские силы этих государств регулярно совершают походы в Баренцевом море, а также усиливают интенсивность учений. Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг говорил о росте российского присутствия на Крайнем Севере. По мнению экспертов, США и НАТО пытаются оспорить статус России как ведущей арктической державы.

Соединённые Штаты и другие страны Североатлантического альянса активизировали свою военную деятельность в Арктическом регионе, заявил командующий Северным флотом РФ адмирал Александр Моисеев, выступая на форуме «Арктика: настоящее и будущее».

«Рассматривая Арктику в качестве потенциально конфликтного региона, США и страны НАТО активизировали военную деятельность в регионе... Под предлогом роста конфликтного потенциала в регионе на фоне негативных тенденций в сфере стратегической стабильности и безопасности предпринимаются практические шаги для... милитаризации Арктического региона», — сообщил Моисеев.

В частности, отметил российский военачальник, США и НАТО ввели практику регулярных одиночных и групповых походов боевых кораблей в Баренцевом море. Кроме того, в этом районе поддерживается постоянное присутствие многоцелевых подлодок американских ВМС, а также отмечается «устойчивый рост интенсивности» учебной боевой деятельности, подчеркнул Моисеев.

«Альянс уже обладает в Арктике развитой инфраструктурой... и по факту принимаются дальнейшие практические меры по наращиванию объектов военной инфраструктуры... В целом расширение военного присутствия Объединённых вооружённых сил НАТО является уже состоявшимся фактом и свидетельствует о переходе блока к практическим действиям по формированию военно-силовых инструментов сдерживания Российской Федерации в Арктике», — цитирует РИА Новости командующего Северным флотом.

Стратегия и присутствие

Напомним, в октябре этого года Белый дом представил новую национальную стратегию для Арктики, которая предусматривает усиление соперничества с Россией в этом регионе.

Документ определяет ряд основных направлений работы: усиление военного присутствия США в Арктике, активизацию учений со странами-партнёрами для «сдерживания агрессии в Арктике, прежде всего со стороны России», модернизацию противовоздушной обороны NORAD и обеспечение береговой охраны США дополнительными ледоколами, а также улучшение картографирования вод региона и прогнозирования погодных условий.

«Мы углубим сотрудничество с союзниками и партнёрами в Арктике для достижения этих целей и управления рисками, связанными с дальнейшей милитаризацией и возникновением непреднамеренных конфликтов, в том числе вследствие геополитической напряжённости в отношениях с Россией», — говорится в стратегии.

При этом там отдельно отмечается, что с учётом ситуации на Украине межправительственное сотрудничество с Россией в Арктике «фактически невозможно».

Авторы документа не исключают, что взаимодействие с Россией может быть возобновлено при соблюдении определённых условий, однако полагают, что в обозримом будущем это вряд ли произойдёт.

О своих амбициях в Арктике заявляет и Североатлантический альянс. В конце октября генсек НАТО Йенс Столтенберг отметил, что усиление России на Крайнем Севере имеет значение при рассмотрении вопроса безопасности стран альянса по обеим сторонам Атлантики. В связи с этим он приветствовал грядущее вступление в альянс Финляндии и Швеции, которые должны усилить присутствие НАТО в регионе.

В конце ноября, выступая на парламентской ассамблее альянса в Мадриде, Столтенберг заявил, что намерение укрепить присутствие НАТО в Арктике связано в том числе с усилением военного присутствия России в регионе.

«Крайний Север становится всё более важным регионом и отчасти потому, что Россия существенно нарастила там своё военное присутствие, расконсервировала старые советские базы и инфраструктуру и развернула там дополнительные подводные лодки и современное ядерное вооружение», — сказал генсек.

При этом он заявил, что НАТО можно назвать не только Североатлантическим, но и арктическим альянсом.

«Семь из восьми арктических стран, состоящих в Арктическом совете, входят или скоро войдут в НАТО — имеются в виду Финляндия и Швеция. Поэтому НАТО, конечно, также можно назвать арктическим альянсом», — заявил Столтенберг.

В МИД РФ отреагировали на слова генсека, отметив, что подобные заявления вызывают озабоченность и являются попыткой сознательного формирования образа противника в лице России.

«НАТО затягивает всё больше стран в высокие широты. Многие страны вообще не имеют арктических компетенций. Это, соответственно, повышает риски непреднамеренных инцидентов, появления конфликтных ситуаций. Всё это не может не вызывать у нас озабоченность», — приводит РИА Новости слова посла по особым поручениям МИД, председателя комитета старших должностных лиц Арктического совета Николая Корчунова.

Вместе с тем стоит отметить, что арктические амбиции США и НАТО уже выходят за рамки риторики. Так, американское военно-политическое издание 19FortyFive сообщило в ноябре, что альянс показательно усилил военную активность в Арктическом регионе.

Издание, в частности, сообщило, что ВМС США и Королевский флот Великобритании поэтапно развёртывают свои авианосцы в Арктике, которая считалась регионом низкой напряжённости. Таким образом, утверждает обозреватель 19FortyFive, НАТО показывает свою обеспокоенность действиями России.

Арктический рубеж

Арктический регион давно вызывает интерес США и их союзников из-за потенциальных залежей полезных ископаемых и энергетических ресурсов, отметил в комментарии RT член Академии военных наук РФ Андрей Кошкин.

«Газ, редкоземельные ископаемые и металлы и ещё много весьма важных для человечества полезных вещей, которые хранит земля, находятся в Арктике. Таяние льдов вызывает большой интерес государств, которые хотели бы получить долю этих богатств. Отдельные политики в США говорят, что если раньше человечество билось за средиземноморские маршруты, то в будущем будет биться в вооружённых конфликтах за Северный морской путь», — подчеркнул эксперт.

Россия обеспечивает безопасность своих широт, однако это не означает, что НАТО отзовёт претензии на регион, добавил Кошкин.

«Нет, они готовятся, и мы видим, как они это делают. В основном увеличивают присутствие боевых надводных и подводных кораблей. Подобного рода сигналы свидетельствуют, что необходимо принимать все необходимые меры, чтобы защитить свои арктические зоны влияния», — отметил политолог.

США и НАТО будут продолжать наращивать своё присутствие в Арктике, чтобы попытаться оспорить статус России в этом регионе, уверен военный эксперт Иван Коновалов.

«Коллективный Запад рассматривает Арктику как территорию будущего противостояния, такую позицию он демонстрировал и раньше. Обратите внимание: в Арктическом совете, кроме России, все остальные страны — члены НАТО. Все их заявления и действия всегда демонстрировали желание побороться за арктические просторы, которые в основном контролируются Российской Федерацией», — подчеркнул эксперт.

Россия, безусловно, отмечает такую позицию НАТО и принимает соответствующие меры, добавил Коновалов.

«Поэтому Северный флот получил статус оперативно-стратегического командования, то есть фактически статус отдельного военного округа. Такого у нас ещё в истории не было, и таким образом было продемонстрировано отношение Российской Федерации к тому, что Запад наращивает свои военные усилия в Арктике», — подчеркнул аналитик.

При этом Россия готова противостоять попыткам НАТО оспорить её статус главной арктической державы, отметил Коновалов.

«Для Запада совершенно очевидно, что арктические рубежи РФ очень хорошо защищены и всё, что там происходит, контролируется Военно-морским флотом и Вооружёнными силами России», — заключил эксперт.

Авторы: Александр Карпов, Алёна Медведева

Источник: RT

 

Минвостокразвития рассчитывает создать в Арктике к 2030 году 110 тыс. рабочих мест

При этом, по словам замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Марата Шамьюнова, важно не только уделить внимание разработке мер по привлечению специалистов в арктический регион, но и развивать там инфраструктуру

Меры поддержки и развития благосостояния в Арктике должны помочь увеличить количество рабочих мест в АЗРФ до 110 тыс. к 2030 году. Об этом в четверг в ходе XII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее" сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов.

"Если в 2020 году благодаря созданию Арктической зоны было создано чуть более 1,5 тыс. новых рабочих мест, в 2022 году этот показатель уже 10 тыс. рабочих мест. В 2030 году мы планируем, что будет 110 тыс. рабочих мест", - сказал Шамьюнов.

Он добавил, что сейчас необходимо не только уделить внимание разработке мер по привлечению специалистов в Арктику, но и развивать инфраструктуру. "Бюджетная обеспеченность имеет огромное значение, и невозможно повышать доходную базу и решать социальные задачи, если не развивается экономика и не появляются новые предприятия, новые производства", - пояснил он.

Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, по словам Шамьюнова, должно сопровождаться миграционным притоком и снижением уровня безработицы. "Уровень безработицы относительно и так невысокий. Тем не менее, есть показатель 4,4%, которого, мы надеемся, что добьемся", - отметил он.

Демографическая поддержка

Некоторые из арктических регионов уже поставили эту задачу перед собой. Так, заместитель губернатора Мурманской области Елена Дягилева отметила, что важно делать Арктику привлекательным местом для проживания.

По ее словам, на данный момент в регионе проживают более 107 тыс. семей с детьми, при этом увеличивается количество многодетных семей. "Хочу подчеркнуть, что за последние пять лет у нас на 26% выросло именно количество многодетных семей. Люди рожают третьих детей, не боятся это делать, глядя на то, как меняется регион", - добавила она.

В свою очередь, заместитель министра - начальник управления социальной поддержки граждан Архангельской области Владимир Торопов подчеркнул, что в текущем году в регионе почти половина всех средств, выделенных на меры социальной защиты, приходится на поддержку семей с детьми. "В 2022 году чуть более 14 млрд рублей областного бюджета - это как раз финансирование различных мер социальной поддержки, 6,5 из которых - меры поддержки для семей с детьми. В настоящее время на территории Архангельской области оказывается почти 100 различных мер социальной поддержки, 14 из которых направлены на помощь многодетным семьям", - пояснил Торопов, добавив, что за последние 10 лет в Архангельской области увеличилось количество многодетных семей в два раза - с 6,5 тыс. в 2012 году до чуть более 12 тыс. в настоящее время.

Развитие инфраструктуры в Арктике

Развитие инфраструктуры в Арктическом регионе, по мнению Дягилевой, процесс небыстрый и дорогостоящий, однако для привлечения новых кадров необходимо осуществлять меры, которые способны принести более быстрый результат. "Нам нужны быстрые решения, которые заставят талантливую молодежь остаться в регионе и переехать к нам жить", - отметила она.

В свою очередь, Шамьюнов подчеркнул, что уже в этом году 3 млрд рублей по механизму единой арктической субсидии регионы АЗРФ получат на различные приоритетные и срочные задачи, а объем финансирования будет увеличиваться. "В целом не меньше 5 млрд рублей уже запланировано на решение различных острых социальных инфраструктурных задач", - пояснил заместитель министра.

Кроме того, по мнению Торопова, важную роль играет создание инфраструктуры именно для детского оздоровительного отдыха. Он отметил, что параллельно с проектом "Дети Арктики" Министерством просвещения РФ анонсировало начало с 2024 года программы модернизации детских оздоровительных лагерей на всей территории РФ. "Хотелось бы, может быть, как предложение, выделить в рамках этого конкурса направление для лагерей, которые будут работать в АЗРФ, они все-таки отличаются - по стройке и финансированию, которое они должны за собой повлечь. Мне кажется, это будет хороший опыт", - пояснил Торопов.

Он добавил, что сейчас в Архангельской области работают 14 стационарных лагерей, а запрос на активный отдых на территории региона большой.

О форуме

XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря. В этом году 90 лет исполняется Северному морскому пути (СМП), 85 лет с момента запуска первой в мире дрейфующей научной станции "Северный полюс-1", а также 15 лет высокоширотной арктической глубоководной экспедиции (2007 года). Этим событиям на форуме посвящены отдельные мероприятия. Организатором форума выступает межрегиональная общественная организация "Ассоциация полярников" при поддержке и участии Совета Федерации, Госдумы, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИД России, других профильных министерств и ведомств. Генеральный партнер форума - ПАО "ГМК "Норильский никель", ТАСС выступает генеральным информационным партнером мероприятия.

Источник: ТАСС

 

"Атомфлот" планирует получить новое судно атомно-технологического обслуживания в 2028 г.

ФГУП "Атомфлот" рассчитывает получить новое судно атомно-технологического обслуживания проекта 22770 в 2028 году. Об этом сообщил исполняющий обязанности генерального директора компании Леонид Ирлица.

"Ледокол "Лидер" – технически обслуживать его мы еще не готовы. Судно для перегрузки (отработанного ядерного топлива, ОЯТ - ИФ) необходимо нам "как кровь из носа". Вот "Арктика" (ледокол - ИФ) в 2028 году выработает топливо и судно к этому году должно быть готово для участия в перегрузке. Есть вариант использования нашей старой плавбазы "Имандра", но тогда она заполнит все свои баки ОЯТ и мы тогда не сможем обслуживать старые ледоколы", - сказал Ирлица в пятницу на форуме "Арктика: настоящее и будущее", который проходит в Петербурге.

По его словам, постройка данного судна является одной из основных задач "Атомфлота". Несвоевременная его постройка может стать "тормозом в развитии ледоколов", так как после отработки топлива они могут остановиться. В настоящее время работы по постройке судна проекта 22770 обсуждается с правительством РФ.

"До конца этого года мы должны подписать договор на строительство, скорее всего с "Балтийским заводом", - отметил Ирлица.

Согласно презентации, заложить судно атомно-технологического обслуживания проекта 22770 планируется осенью 2024 года, спустить на воду – весной 2027 года. Предназначение судна – выполнение полного комплекса работ по перезарядке реакторных установок атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной энергетической установкой.

Полное водоизмещение судна - 22,6 тыс. тонн, длина - 158,8 м, ширина - 26 м, дальность плавания - 3 тыс. миль.

Кроме того, в ходе своего выступления и.о. гендиректора сообщил что плавучий док для универсальных атомных ледоколов проекта 22220, строящийся в Турции по заказу "Атомфлота", прибудет в Мурманск в следующем году, установить его планируется осенью.

Как сообщалось, контракт на строительство плавдока был заключен в июне 2021 года. Стоимость контракта составила 4,981 млрд рублей. Грузоподъемность стального двухбашенного дока будет равна 30 тыс. тонн, срок службы - 40 лет.

Плавдок будет использоваться для докового ремонта атомных ледоколов и судов атомно-технологического обеспечения, включая ремонт подводной части и другие виды работ.

Первый ледокол проекта 10510 "Лидер", заказчиком которого является ФГУП "Атомфлот", в настоящее время строит судоверфь "Звезда", контракт с которой был подписан в апреле 2020 года. Головному судну присвоено имя "Россия". Мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит преодолевать льды толщиной более 4 метров и обеспечит круглогодичные проводки в восточном районе Арктики. Ввод первого "Лидера" запланирован на 2027 год.

Источник: ИНТЕРФАКС

 

Волонтеры в Арктике собрали больше 5 тысяч тонн отходов

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал о реализации проекта «Чистая Арктика». В рамках международного форума «Арктика: настоящее и будущее» представитель власти отметил, что на участке от Мурманска до Анадыря волонтерам удалось собрать более 5 тыс. тонн мусора.

«В этом году на камчатском форуме «Экосистема. Заповедный край» Владимир Путин поручил правительству и АНО «Чистая Арктика» проанализировать проблемы, возникшие у волонтёров при сборе, транспортировке и утилизации отходов в Арктике и при необходимости предложить изменения в законодательство России для их решения», – отметил Чекунков.

Он уточнил, что в 2021 году участие в проекте приняли 1,5 тыс. добровольцев. Проект реализуется на всей территории российской Арктики. Все губернаторы арктических регионов вовлечены в работу.

Проект «Чистая Арктика» имеет особое значение в работе над улучшением экологической обстановки на севере. Напоминаем, что XII международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря.

Ранее «ФедералПресс» сообщал, что почти 200 тонн отходов собрали волонтеры «Чистой Арктики» на побережье Баренцева моря.

Источник: ФЕДЕРАЛПРЕСС

1    2    3    4    5   6

Назад к списку новостей