СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2021 г. - XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

СМИ о форуме

Арктика в условиях законодательной неразберихи

Углеродная нейтральность по плану Минэкономразвития должна быть достигнута в России уже к 2060 году. Поэтому в ближайшие 30 лет российские предприятия должны снизить нетто-выбросы на 60% по сравнению с объемом от 2019 года. Однако бизнес не готов следовать плану чиновников, потому что в России не сформировано максимально полное законодательство в сфере снижения углеродного следа, об этом заявили участники XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

Арктика в условиях борьбы с углеродным следом

Представитель ГМК «Норильский никель» рассказал, что компания разработала экологическую стратегию на ближайшие 10 лет. Согласно ей выбросы парниковых газов в ближайшие дан пятилетки будут снижены на 1,5 млн т, то есть 10 млн т ежегодно. И это уже с учетом увеличения работы предприятия, заявляет вице-президент по экологии и промышленной безопасности ПАО «ГМК «Норильский никель» Станислав Селезнев. Однако бизнесмен признается, что компания работает в условиях законодательной неразберихи, сама ставит задачи и сама их выполняет. Потому что надо что-то делать, но что – достоверно неизвестно.

«На сегодняшний день понятные требования и обоснования снижения углеродного слоя не разработаны с точки зрения законодательства», – признается С. Селезнев.

Однако, по мнению чиновников, в России не все так плохо. На высшем уровне уже разработан фундамент законодательного климатического регулирования. А законодательство появится со временем. Уже разработана система внутреннего регулирования углеродных единиц, отмечает член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов.

«Россия не только добилась участия российского бизнеса под эгидой ООН в реализации проектов по снижению углеродного следа, но и приняла ряд стратегически важных решений в области защиты экологии Арктики», – сказал он.

Арктика меняет климат

Однако участники форума заявляли не столько о несовершенстве законодательства, сколько о стремительном изменении климата и о непоправимом вреде уникальной экзо- и эндосфере Арктического региона. При этом, как признался директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин, власти региона замалчивают катастрофические изменения, которые происходят в Арктике.

«Особую тревогу в связи с изменением климата вызывает стремительное сокращение крупнейшей Таймырской популяции оленей. Не менее важная проблема текущей ситуации в регионе – недостаточное освещение в СМИ масштабов климатических изменений и предпринятых мер по снижению выбросов промышленных предприятий, наносящих вред экосистеме Арктики», – считает А. Кокорин.

И самое главное – деятельность человека не только сейчас наносит вред экосистеме Арктики. Она не смогла прийти в себя от ущерба, который был ей нанесен ранее. На языке чиновников этот фактор называют «накопленный экологический ущерб», однако сразу после этого определения чиновники говорят о недофинансировании проектов. Например, на очистку лесного фонда Севера от более чем 700 свалок отходов выходят только добровольцы, волонтеры и местные жители. Государственных программ нет и нет бюджетного финансирования, говорит губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

«Важно именно сейчас объединить усилия муниципальной, региональной и федеральной властей для достижения общего результата и преодоления дальнейшего загрязнения уникальной экосистемы Арктики», – резюмировал он.

Автор:Алена Алешина

Источник: ИА РЖД-ПАРТНЕР.РУи

Петербург и Красноярский край договорились о сотрудничестве

В Петербурге открылся XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».

В рамках форума состоялось подписание соглашения между городским комитетом по делам Арктики и администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.

«Подписанное соглашение является развитием сотрудничества, начатого в рамках деловой миссии, которая совместно с предприятиями Санкт-Петербурга была организована и проведена в конце октября 2021 года в Красноярском крае — Норильске и Дудинке. Миссию мы оцениваем как очень эффективную, поскольку удалось достичь многих предварительных договоренностей с заполярным филиалом «ГМК «Норильский никель». Наши коллеги очень нуждаются в компетенциях Санкт-Петербурга, особенно в строительных и ремонтных. Ведется проект по развитию города Норильска, и мы отмечаем большую заинтересованность принимающей стороны в партнерах из Санкт-Петербурга. В Красноярском крае очень хороший потенциал для развития петербургских предприятий. Через два-три месяца мы проведем совещание с участниками этой деловой миссии, чтобы обсудить конкретные итоги: посмотрим, сколько соглашений заключено и по каким направлениям», — рассказал Герман Широков, председатель комитета по делам Арктики.

Напомним, XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» продлится до 4 декабря.

Источник: «ГОРОД+» ПОРТАЛ О ЖИЗНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Александр Цыбульский принял участие в рабочей сессии форума «Арктика: настоящее и будущее»

В рамках XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который сегодня открылся в Санкт-Петербурге, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский принял участие в рабочей сессии на тему «Ликвидация накопленного ущерба в Арктике: объединяя усилия государства, общества и бизнеса».

Одной из основных тем сессии стала реализация проекта «Чистая Арктика», который стартовал в июле 2021 года экологическими полярными экспедициями и работой одноименного фонда. Идея общественно-гражданской инициативы, направленной на создание единой программы по очистке арктических территорий, принадлежит капитану ледокола «50 лет Победы» Дмитрию Лобусову и капитану ледокола, Герою Труда России Геннадию Антохину.

Как отметил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, являющийся также руководителем федерального штаба проекта «Чистая Арктика», за первый сезон работы инициатива стала носить не только экологическую, но и гуманитарную миссию по развитию Арктики и укреплению статуса России как ведущей арктической державы.

— Начиная с 2022 года, помимо проведения работ по ликвидации накопленного вреда, во всех девяти арктических субъектах Российской Федерации запланирована реализация программ по поддержке детей и талантливой молодежи, социальной поддержке коренных народов, созданию совместно с регионами инфраструктуры, в том числе культурных центров и арктических музеев, – сообщил Алексей Чекунков.

Для Архангельской области наиболее актуальной проблемой, затронутой в ходе сессии, является ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда. Александр Цыбульский отметил, что на территории региона зафиксировано более 700 свалок, из которых половина расположена именно в лесах.

— Это большая проблема, потому что федеральное финансирование на их ликвидацию в достаточном объеме не выделяется. В определенной степени мы на свой страх и риск занимаемся ликвидацией таких свалок, но тем не менее мы вынуждены это делать с точки зрения экологического благополучия, поскольку около 70 процентов территории региона покрыто лесом, – подчеркнул Александр Цыбульский.

Глава региона рассказал и о начале работы по восстановлению Новодвинской крепости, где также реализуется проект «Чистая Арктика». В этом году с территории памятника культурного наследия усилиями волонтеров было вывезено мусора объемом более 150 грузовиков. По словам Александра Цыбульского, именно участие неравнодушных жителей региона в уборке Новодвинской крепости стало первым шагом на пути ее восстановления.

Помимо этого, участники сессии обсудили участие общественных организаций в реализации арктических проектов по ликвидации накопленного ущерба, перспективы переработки или повторного использования емкостей, используемых при поставках в Арктику грузов жизнеобеспечения в рамках северного завоза, а также ответственность недропользователей по рекультивации территорий размещения отходов добычи полезных ископаемых.

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

Источник: DVINANEWS. ПРЕСС-ЦЕНТР ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

Автотехника КАМАЗ на форуме «Арктика: настоящее и будущее»

На площадке XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге, ПАО «КАМАЗ» демонстрирует автомобиль КАМАЗ-6355 (8х8), известный как КАМАЗ-Арктика.

Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» – это ключевое общественное событие страны, на котором обсуждают социально-экономическое развитие российского Севера и актуальную арктическую повестку. В числе делегатов – более 2500 специалистов из 40 регионов России и 15 иностранных государств. В работе форума принимают участие системообразующие компании, разработчики и производители технологий, финансовые и сервисные предприятия, представители МСП, научно-образовательные и общественные организации.

Помимо обширной деловой программы, на площадке форума организована масштабная выставочная экспозиция. Здесь представлены проекты арктических предприятий, инновационные решения и услуги для северных проектов, инвестиционный потенциал регионов, способные послужить экономическому росту Арктики. На этой выставке ПАО «КАМАЗ» демонстрирует актуальную для арктической зоны РФ уникальную автотехнику – вездеход КАМАЗ-Арктика.

КАМАЗ-6355 с колёсной формулой 8х8 предназначен для работы в районах Крайнего Севера и Арктики при температурах до минус 50 градусов. Машина оснащена силовым агрегатом Р6 и кабиной семейства К5 со спальным местом, а также автоматической КПП. Ключевая особенность вездехода КАМАЗ-Арктика – шарнирно-сочленённая рама: машина поворачивает не за счёт колёс, а за счёт «ломающейся» рамы. Такое решение связано с габаритами колёс: они у вездехода широкие, не дающие достаточного для поворота ресурса. При этом колёса позволяют повысить проходимость в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах. За кабиной расположен модуль для размещения запасных частей, инструментов и других принадлежностей. Благодаря выдающимся внедорожным качествам КАМАЗ-Арктика может выступать как альфамобиль – транспортное средство, которое возглавляет колонну других машин, ведёт за собой обычные грузовики.

Напомним, в 2014 году правительством страны была принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», которую впоследствии продлили до 2025 года. Её приоритетными задачами стали комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки, а также развитие ресурсной базы российской Арктики за счёт использования перспективных технологий. Возникла потребность в машине, которая будет помогать первопроходцам и исследователям, разработчикам недр, а также медикам и МЧС. «КАМАЗ» предложил новейшее решение – снегоболотоход КАМАЗ-Арктика. При этом было разработано два варианта данной модели – КАМАЗ-6345 с колёсной формулой 6х6 (с традиционной кабиной) и КАМАЗ-6355 с колёсной формулой 8х8 с кабиной поколения К5.

Источник: ИЗВЕСТИЯ ТАТАРСТАНА

СПГ ускорит развитие навигации в СМП

В Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» проходит XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Деловая программа мероприятия включает пленарные заседания, работу дискуссионных площадок, посвященных целям и основным направлениям государственной, социальной и экономической политики Российской Федерации в Арктике. Большую роль участники форума уделили вопросу развития Северного морского пути (СМП). Возможно ли обеспечить круглогодичную навигацию по СМП в обозримом будущем, - в материале ФБА «Экономика сегодня».

Организатором «арктического форума» выступает межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников» при поддержке и участии Совета Федерации, Госдумы, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИД России и других профильных министерств и ведомств.

В программу вошли мероприятия, на которых эксперты обсудят экологическую безопасность в Арктике, развитие инфраструктуры грузовых перевозок по Северному морскому пути и другие темы.

Форум открыл президент Ассоциации полярников, специальный представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

«Более десяти лет Форум объединяет представителей власти, науки, бизнеса, гражданского общества и за это время укрепился в статусе авторитетной международной площадки для обсуждения вопросов развития и освоения арктического региона. С каждым годом растет количество гостей и участников. Масштабнее становятся и обсуждаемые проекты», - отметил Артур Чилингаров во время приветственного слова к участникам мероприятия.

Эксперты уверяют, что у Арктики есть невероятно большой потенциал, и в случае комплексного развития территорий, она может стать драйвером российской экономики.

Ключевой темой для обсуждения на форуме стал Северный морской путь. Российские законы определяют Северный морской путь как национальную единую транспортную коммуникацию РФ. Нынешние границы Северного морского пути - от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке - определены в Кодексе торгового мореплавания, их протяженность составляет 14 тысяч километров.

Как известно, на акваторию СМП распространяются особые правила судоходства: Россия имеет право их устанавливать в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. На данный момент документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуры. Для того, чтобы поручение президента РФ об организации транзитных перевозок было реализовано, необходимо приложить огромные усилия. И речь идет не только о создании нужной инфраструктуры.

Как отметил заместитель генерального директора - директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», первый вице-президент Ассоциации полярников Вячеслав Рукша без дополнительного строительства шестого-седьмого ледоколов проекта 22220 обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути - невозможно.

«С пятью ледоколами 22220 можно увеличить навигацию с 8 месяцев до 9. Но без дополнительных двух ледоколов круглогодичной навигации, безопасное и бесперебойной не достичь», - считает Вячеслав Рукша.

По словам эксперта, Россия для обеспечения регулярной работы Северного морского пути к 2030 году должна иметь в эксплуатации 12-14 ледоколов.

По словам главы Дирекции СМП, на сегодняшний день возможности судостроительной отрасли не соответствуют потребностям Северного морского пути в части обеспечения регулярного судоходства в регионе. Строительство одного атомного ледокола, как отметил Рукша, занимает около двух-трех лет.

Ускорить процесс создания большого ледокольного флота - возможно. Для этого необходимо строить ледоколы, которые бы работали на сжиженном природном газе (СПГ). Перспективным проектом, по оценке заместителя гендиректора «Росатома», является спроектированный совместно с финской инжиниринговой компанией двухтопливный ледокол Aker ARC 123 мощностью 55 МВт, работающий на СПГ и дизельном топливе.

«Пиковый грузопоток приходится на период с 2021-2025, ни транспортного, ни ледокольного флота не хватает. Что касается транспортного флота, если строить новые суда, их надо было строить раньше, но если их строить сейчас, сделать это можно на Китайских верфях, быстро. Но у них жизненный цикл другой (30-40 лет) и они будут недозагружены. Основная причина в том, что есть альтернатива - можно купить ArC 4 и ArC 5 за рубежом и немного переделать их, правда у них ценник сейчас в два раза выше. Такую практику заложил "Новатэк"», - подытожил директор департамента логистики «Норильский Никель» Равиль Насыбуллов.

«Для проекта "Арктика-СПГ" строим танкеры типа "Афрамакс" на дизеле и СПГ. Уделяем большое внимание круглогодичной проводке по Севморпути и формируем группировку атомных ледоколов, "Арктика" уже передана заказчику, "Сибирь" сдадут в этом году. Что касается флота для Ленского бассейна, его будем строить суда на "Жатайском судоверфи"», - заместитель Министра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных.

Источник: ФБА «ЭКОНОМИКА СЕГОДНЯ»

Арктика сегодня: что обсуждали на форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге

С 2 по 4 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге проходил XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который является одной из ключевых площадок для обсуждения вызовов и перспектив развития Арктической зоны России. На сессиях выступили более 400 спикеров, в очном и заочном формате его посетили более 2,5 тысяч делегатов из 40 регионов России. Коротко об основных темах форума.

Экологическая повестка – в тренде. Злободневный вопрос – ликвидация накопленного экологического ущерба в Арктике. Очистить территорию Заполярья от следов деятельности человека помогает федеральный проект «Чистая Арктика». За один сезон более 2 тысяч добровольцев собрали в АЗРФ свыше 1,5 тысяч тонн отходов. Данный проект – пример синергии усилий активистов, региональных властей и предпринимателей.

Глава Минвостокразвития А.Чекунков представил первые результаты действия законодательных актов, принятых в прошлом году и направленных на стимулирование социально-экономического развития АЗРФ. Так, с 2020 года в Арктике реализуются 338 новых проектов, инвестиции в которые оцениваются в 1,1 триллиона рублей (1100 миллиарда рублей). Объем господдержки составил 94 миллиарда рублей. Осуществление заявленных резидентами АЗРФ проектов позволит создать в Арктике 28 тысяч новых рабочих мест.

Наболевшим вопросом остается снабжение Крайнего Севера. Чтобы оптимизировать механизмы северного завоза, необходимо подготовить и принять особый федерального закон, который установит нормы и принципы их регулирования, считают в Минвостокразвития.

В основе второй волны освоения российской Арктики – развитие Северного морского пути (СМП). Замглавы ГК «Росатом» В.Рукша заявил, что в 2025-2030 годах будет организовано круглогодичное судоходство во всей акватории СМП. А в 2031-2035 годах на базе СМП будет сформирован транзитный мультимодальный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию.

Минпромторг реализует в общей сложности 23 мероприятия, направленных на поддержку усилий по развитию АЗРФ. Одно из них – разработка отечественного оборудования для работы на шельфе, на создание которого направлено более 9 миллиардов рублей. Кроме того, для проекта «Арктика СПГ 2» строятся танкеры типа «Афрамакс» на дизтопливе и СПГ.

Формируется группировка атомных ледоколов: головной атомоход проекта 22220 «Арктика» уже передан заказчику, а ледокол «Сибирь» будет сдан в этом году. При этом возможен заказ еще двух ледоколов данной серии, а также строительство ледоколов на СПГ.

Большая норильская экспедиция Сибирского отделения РАН не выявила отклонений у рыбы из водоемов Норильска. Ученые исследовали девять видов рыбы из водоемов, которые могли быть затронуты разливом дизтоплива в 2020 году. Директор научно-исследовательского центра «Экология» СО РАН, руководитель полевого этапа БНЭ Николай Юркевич сообщил, что первые результаты не выявили аномалий, которые могли бы наблюдаться вследствие попадания топлива в среду обитания рыбы.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.

Александр Стоцкий

Источник: GO ARCTIC

Частные инвесторы построят малые ГЭС в российской Арктике

В рамках деловой программы XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в Санкт-Петербурге, подписано соглашение о сотрудничестве при развитии малой гидроэнергетики в Арктике. Сторонами подписания выступили Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, АО «РЗМ Технологии» (входит в Государственную корпорацию «Ростех»), австрийская компания «Global Hydro Energy» и Некоммерческое партнерство «Национальное агентство по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии».

Соглашением предусмотрена реализация ряда инвестиционных проектов по локальному энергоснабжению промышленных производств и населенных пунктов в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики на основе малых гидроэлектростанций с инвестициями в размере более 10 млрд руб. В качестве пилотного проекта представитель инвестора в лице НП «Национальное агентство по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии» совместно с АО «РЗМ Технологии» планируют обеспечить энергоснабжение производственной базы месторождений в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края на основе цифровой автоматизированной малой ГЭС мощностью до 1 МВт. В качестве технологического партнера выступит мировой лидер в сфере малой гидроэнергетики – австрийская компания «Global Hydro Energy».

КРДВ ведет системную работу по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Корпорацией разработана соответствующая концепция и дорожная карта, которые получили широкую поддержку со стороны профессионального сообщества и в настоящее время проходят окончательное согласование в отраслевых ведомствах.

«Предложенная нами система государственной поддержки универсальна и может быть применима как для модернизации действующего муниципального энергетического хозяйства, так и для создания новой локальной энергетической инфраструктуры для горнорудной промышленности. Проект строительства малой ГЭС для электроснабжения горно-обогатительного комбината в Арктике представляется нам особенно интересным и может стать первым проектом промышленной распределенной генерации в рамках разработанного нами механизма государственной поддержки этой отрасли», – резюмировал заместитель генерального директора КРДВ по развитию бизнеса Николай Запрягаев.

Источник: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

Форум «Арктика: настоящее и будущее»: в фокусе – нефтегазовые проекты

6 декабря, директор Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущёв принял участие в панельной сессии «Нефтегазовые проекты: катализатор развития Арктической зоны и Северного морского пути».

С.Хрущев отметил, что проекты освоения минерально-сырьевой базы, в частности, разведки и добычи углеводородов, являются «драйвером» инвестиционной активности в Арктической зоне РФ. До 96% прогнозной грузовой базы Северного морского пути прямо или косвенно связаны с освоением МСБ.

Он также напомнил, что в целях увеличения прогнозного объема грузопотока на Севморпути до уровня в 80 млн тонн в год к 2024 г., Минприроды России разработало комплексный план реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала Арктики. Документ подготовлен с учетом предложений субъектов РФ, входящих в Арктическую зону России, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Из 118 проектов комплексного плана 45 проектов относятся к сфере добычи твердых полезных ископаемых, 24 – к области добычи и переработки нефти и газа.

Представитель Минприроды России обозначил важность ускоренного освоения МСБ, реализации логистического потенциала, развития энергетики, интенсификация геологоразведочных работ, которые, помимо прямого экономического эффекта, могут также дать мультипликативный эффект для экономического развития.

«По оценкам экспертов Минприроды России, сделанным в рамках разработки комплексного плана, одно новое рабочее место в Арктической зоне РФ «создаёт» до 14 новых мест по всей стране. А на каждый рубль бюджетных вложений возможно привлечь до 15 рублей инвестиций из внебюджетных источников», – сообщил С. Хрущёв.

Напомним, что IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит в северной столице с 5 по 7 декабря 2019 г. В его работе принимают участие более 2500 делегатов из 40 российских регионов и 20 зарубежных государств. Двухдневная программа объединяет 8 параллельных потоков дискуссий в рамках различных рабочих форматов.

Участники Форума продолжают обсуждать вопросы, связанные с реализацией ресурсного потенциала Арктики, обеспечением транспортного сообщения и внедрением инновационных и высокотехнологичных решений на пути освоения региона. Кроме того, на повестке дня темы, связанные с экологией полярного региона, международным сотрудничеством, экономическими механизмами развития Арктики.

Мероприятия IX Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» завершатся 7 декабря.

Источник: МИНПРИРОДЫ РФ

Глава Карелии выступил на XI Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Глава республики Артур Парфенчиков выступил 3 декабря на пленарном заседании Форума с докладом «Поддержка арктического предпринимательства Карелии – курс на развитие территорий».

Артур Парфенчиков отметил, что больше года на севере Карелии реализуется особый экономический режим Арктической зоны, и, несмотря на пандемию, предприниматели активно получают статус резидента. Инвестиции в развитие севера республики по заявленным проектам составят 96,3 млрд рублей с созданием более 1400 новых рабочих мест.

Сегодня Карелия в тройке субъектов РФ по количеству и объему инвестиций в Арктической зоне – здесь осуществляют свою деятельность 33 резидента, инвестиции от их деятельности уже составили 4 млрд рублей, создано более 200 новых рабочих мест. Самым глобальным проектом не только в региональном, но и в российском масштабе является строительство нового целлюлозного завода компанией АФК Система. Завод будет первым, построенным за последние 40 лет на территории России. Проект обеспечит глубокую переработку более 35% древесины, заготавливаемой в республике, и рост несырьевого экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

В рамках проекта будет обеспечена занятость более 600 человек, а объем инвестиций составит 86 млрд рублей.

Важное значение в развитии региона имеют проекты в области информационных технологий. Арктические территории республики полностью отвечают требованиям, предъявляемым к размещению центров обработки данных (ЦОДов). Это и нужные климатические параметры, необходимые мощности и наличие каналов связи (до 10 Гб/с). Уже сейчас компанией ООО «КЮ Дата центр» создан Центр обработки данных в пгт. Надвоицы, общим объемом инвестиций 657 млн рублей. Получив преференции Арктической зоны, в ближайшие пару лет компания планирует доинвестировать в проект еще 279 млн рублей.

Сюда же можно отнести и проект Петрозаводского государственного университета, реализуемый в 2022-2025 годах совместно с индустриальными партнерами, по строительству сети облачных высокоскоростных центров обработки данных. Общий объем инвестиций составит 8 млрд рублей. Планируется создание сети не менее чем из трех центров обработки данных, два из них – в арктической зоне Карелии (пгт. Надвоицы, г. Костомукша).

Для освоения труднодоступной расчетной лесосеки, где отмечен небольшой запас древесины на 1 гектаре (менее 100 куб. м), Артур Парфенчиков предложил рассмотреть возможность снизить в два раза минимальный размер капитальных вложений для признания проекта приоритетным в области освоения лесов. Сегодня инвестору в такие проекты необходимо вложить от 2 или 3 млрд рублей.

Еще одной инициативой региона стало предложение увеличить срок проведения геологического изучения недр, расположенными на арктических территориях Карелии, до 7 лет – в настоящее время максимальный срок для проведения геологоразведки ограничен 5-ю годами.

Источник: ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

В работе форума «Арктика: настоящее и будущее» принял участие и.о. руководителя Морспасслужбы

В завершившейся в Санкт-Петербурге деловой программе XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» с докладом о аварийно-спасательном обеспечении в Арктике принял участие исполняющий обязанности руководителя Морской спасательной службы Виктор Чернов. Доклад и презентация к нему были представлены участникам конференции «От обеспечения безопасного и надежного судоходства к круглогодичной навигации».

Деловая программа одного из центральных ежегодных мероприятий по арктической повестке в России включала 2 пленарных заседания, 52 дискуссионные площадки, посвященные целям и основным направлениям государственной и социальной политики РФ в Арктике, экономике, инфраструктуре, науке и технологиям, экологии, международному сотрудничеству, обеспечению комплексной безопасности арктического региона и развитию креативных индустрий. Были подведены итоги председательства России в Арктическом совете за 2021 год. На сессиях выступили более 400 спикеров. За время проведения мероприятия в очном и заочном формате его посетили более 2 500 делегатов из 40 регионов России.

И.о. руководителя Морспасслужбы Виктор Чернов рассказал о перспективах развития аварийно-спасательного обеспечения в Арктике, планах строительства новых многофункциональных спасательных судов и береговых баз на всем протяжении Северного морского пути. Вместе с другими участниками конференции «От обеспечения безопасного и надежного судоходства к круглогодичной навигации» прошло обсуждение необходимых шагов для реализации намеченных планов.

Участие руководства Морской спасательной службы в работе форума «Арктика: настоящее и будущее» стало традиционным. Именно на этой площадке участники получают возможность обсудить все вопросы развития Арктического региона и навигации на Северном морском пути.

Источник: МИНТРАНС РОССИИ. МОРСКАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА