СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

А-навигация и спутниковый мониторинг: Чимид Молотков раскрыл перспективы цифровизации в Арктике

09.01.2024

А-навигация и спутниковый мониторинг: Чимид Молотков раскрыл перспективы цифровизации в Арктике

В ходе сессии "Большие данные vs большие вызовы: цифровое развитие макрорегиона – реальность или будущее?" директор по развитию бизнеса департамента по работе со стратегическими клиентами Sitronics Group Чимид Молотков рассказал об опыте компании в области создания инфраструктуры источников больших данных с учётом арктической специфики.

На сегодня многопрофильная компания Sitronics Group входит в число лидеров российского IT-рынка. За время работы специалистами накоплен обширный спектр компетенций по цифровой трансформации.

"Основная наша задача – создание IT-помощников и IT-ландшафтов внутри компании. В последние несколько лет мы себя переформатировали, и стали большой многопрофильной компанией, которая хорошо себя чувствует в разных отраслях и в разных компетенциях. <…> Сейчас по Москве-реке ходят экологически чистые суда на электрическом топливе, также по Москве вы ездите на электрических автобусах – это тоже дело рук компании Sitronics. Мы поставляем инфраструктуру для заправок электробусов. Из опыта работы с большими данными: со 170-190 тысяч камер Москвы принимаем и обрабатываем информацию и предоставляем сервис для аналитики видеоизображения правительству города", – рассказал Чимид Молотков.

Как отметил спикер, накопленный опыт позволяет реализовывать проекты в такой непростой среде, как Арктика. Макрорегион является для компании стратегическим. В 2019 году Sitronics Group подписала меморандум с Росатомом на предоставление своих сервисов для нужд Госкорпорации. В рамках сотрудничества компаний активно развивается направление DeepTech – высокотехнологичные решения, включая космические системы и сервисы. Спутники позволяют решать широкий спектр задач.

"Не секрет, что сейчас начнётся, да и уже идёт навигация. Суда ходят по арктическим водным пространствам, планируется увеличение объёма грузоперевозок. Для этого там нужна будет автоматизированная идентификационная система судов", – отметил эксперт.

Входящая в Sitronics Group компания "Спутникс" за 2023 год создала и отправила в космос 20 космических аппаратов, ещё более 100 спутников различного назначения было построено в ходе серийного производства, их запустят на орбиту в 2024 году. Так, в массовое производство уже запущены аппараты автоматической идентификационной системы (АИС) SiAIS. Они используются для мониторинга судоходства и воздушных судов. Также компания запустила первый экспериментальный аппарат группировки сверхмалых спутников дистанционного зондирования Земли – "Зоркий-2М". Аппарат будут использовать при мониторинге экологической обстановки, чрезвычайных ситуаций и в целом контрольно-надзорной деятельности. Для картографических работ, обеспечения безопасности и для нужд нефтегазовой отрасли запущен спутниковый аппарат с камерой субметрового разрешения "Киноспутник".

Самым сложным аппаратом, который компания планирует запустить, эксперт назвал спутник для радиолокации "АтомСат". Спутник позволит производить мониторинг даже через скопления облаков, что обеспечит безопасность при навигации по Северному морскому пути. Ещё одна функция аппарата – мониторинг смещения земной поверхности и деформации построек.

Уже сегодня созданная компанией система осуществляет десятки миллионов транзакций в месяц. В будущем, по словам спикера, она будет оперировать несколькими миллиардами транзакций в год.

Совместно с ГК "Росатом" создаётся единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП). В рамках госконтракта Sitronics пишет несколько подсистем: подсистему "Управление мореплаванием", подсистему "Обеспечение безопасности мореплавания", подсистему "Гидрометеорологическое и ледовое обеспечение", и другие.

"Мы планируем, что будет огромный маркетплэйс услуг и сервисов для потенциальных заказчиков", – разъяснил Чимид Молотков.

Более подробно спикер остановился на продуктах экосистемы «Морские интеллектуальные решения». Например, инфраструктура Е-навигации представляет собой единое информационное пространство, которое охватывает как бортовые, так и береговые цифровые системы, позволяя в оперативном режиме обмениваться необходимыми данными. А-навигация – это использование искусственного интеллекта, математического моделирования и иных технологий для дистанционного управления судами.

"Мы сейчас уже можем удалённо управлять судном, а в будущем планируем управлять караваном судов, когда впереди идёт судно, и за ним следует ещё несколько, где количество персонала максимально снижено, чтобы увеличить контролируемость для судовладельцев и страховых компаний", – подчеркнул спикер.

Sitronics также самостоятельно занимается производством необходимого серверного оборудования, его планируется расширять в ближайшее время. Для работы с большими данными строится соответствующая инфраструктура.

"Компанией строятся большие дата-центры. В рамках развития цифровизации и выполнения поставленных задач большие данные лучше обрабатывать на месте, чтобы сразу принимать управленческие решения", – подытожил эксперт.


Возврат к списку