Будущее северного транспорта – в экранопланах и судах с ядерной энергоустановкой
В своем выступлении на форсайт-сессии «Будущее арктических технологий» директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Станислав Чуй отметил, что сегодня Арктика рассматривается как то место, где суда с ядерной энергоустановкой имеют неоспоримое преимущество. Окупаемость ядерных судов, согласно расчетам, составляет 5-6 лет. Основные проблемы заключаются в страховании захода таких судов в порты и ограничений нормативно-правовой базы. В настоящее время эти вопросы решаются применительно к плавучему энергоблоку «Академик Ломоносов», построенному для эксплуатации в г. Певек.
Чтобы сделать навигацию по Севморпути круглогодичной и увеличить привлекательность инвестиций в судостроение арктического класса, в настоящее время проектируется ледокол ЛК 120 с новой энергетической установкой. Он способен колоть лед толщиной 2 м при скорости движения 10 узлов и 4 м при скорости в 2 узла.
Также Станислав Чуй допустил возможность развития экранопланов в Арктике. Он сообщил, что, по мнению экспертов, при торосах не менее 60 см и скорости движения 200-250 км/ч использование экранопланов вполне допустимо, однако мнения участников форсайт-сессии на этот счет разошлись.