СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2019 г. - IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

«Северный завоз – это люди». Как новый закон изменит доставку продуктов и лекарств на Крайний Север

13.12.2023

«Северный завоз – это люди». Как новый закон изменит доставку продуктов и лекарств на Крайний Север

В рамках рабочей сессии «Точно в срок: выстраивание новой системы снабжения Крайнего Севера» участники международного форума обсудили реализацию нового закона «О северном завозе», какую роль он сыграет для регионов Крайнего Севера и как снизить цены на завозимые товары. 

Северный завоз – это комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению Крайнего Севера жизненно важными товарами,  прежде всего, продовольствием, лекарствами и топливом. Целые поселки зимой на несколько месяцев остаются отрезанными от остальных регионов, поэтому для них так важно организовать подвоз заранее, чтобы люди ни в чем не нуждались.

Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов в рамках выступления рассказал, что неправильная логистика может формировать удорожание, иногда даже в 10 раз. 

«По закону «О северном завозе» мы сделали правильный шаг – создали совместную рабочую группу между регионами, обеими палатами Федерального собрания. <...> Какие основные цели в качестве ориентира? Бесперебойная доставка грузов жизнеобеспечения, снижение стоимости самого завоза. Мы определяли отдельные механизмы достижения этих целей. Централизованные системы управления, государственная и муниципальная поддержка, госрегулирование цен, надбавок и тарифов, снятие инфраструктурных ограничений», - поделился Гусейнов.

В стране уже разрабатывают механизм «Цифровой экспедитор», который позволит заказчику определять цену закупки с учетом максимальной цены на месте стоимости товара. 

«Если раньше товар покупали, а потом отдельно рассматривали вопрос доставки, то сейчас мы объединяем саму стоимость товара и его доставки. Для поставщика создают такую услугу, как «Цифровой экспедитор». Он рассчитывает стоимость доставки груза, человек может формировать свои предложения на площадке, где осуществляется конкурсная процедура. Это кардинально меняет систему самого заказа», - объяснил он. 

В рамках реализации закона «О северном завозе» правительству еще предстоит принять 12 подзаконных актов и два ведомственных акта. Закон вступить в силу с 1 апреля 2024 года. 

«Рассчитываем, что северный завоз в 2025 году будет сформирован и запланирован с учетом всех норм федерального закона. Прежде всего, северный завоз – это люди, которые живут в Арктике. Закон позволит снизить стоимость северного завоза», - подчеркнул Гусейнов. 
Около 55% всего объема завоза поступает в Якутию. Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха Михаил Погодаев рассказал о тех вызовах, с которыми сталкивается регион во время доставки грузов.

«В следующем году исполняется ровно 100 лет северному завозу. Вообще завоз топлива, товаров первой необходимости, продовольствия в Республику Саха всегда имел важнейшее значение для жизнеобеспечения населения и свои особенности в связи с отдаленностью и труднодоступностью конечных пунктов доставки. Несмотря на научный и технологический прогресс, снабжение северных территорий остается затратным, дорогостоящим и логистически сложным ежегодным мероприятием.  Мы большие надежды связываем с федеральным законом «О северном завозе»», - заявил Погодаев. 

Для доставки топлива, медикаментов, продовольствия и других жизненно важных товаров используют все виды транспорта. Но Якутии приходится сталкиваться со сложными вызовами: порой для того, чтобы довести груз в Арктику требуется целых два года. Сначала товары доставляют водным транспортом, потом они хранятся, а когда основные реки замерзают – их отправляют по зимникам в населенные пункты. Погодаев объяснил, что не во все районы могут летать самолеты. 

«Завоз водным транспортом обеспечивает существенную экономию средств. Водная навигация длится от двух до четырех месяцев. Доставка грузов авиационным транспортом – достаточно дорогостоящая. Продукты перевозят грузопассажирскими рейсами, цена составляет от 250 до 400 рублей за один килограмм. Нужно подчеркнуть, что регулярные авиарейсы осуществляются только до районных центров. Далее появляются затраты на перевозки до сельских поселений, соответственно, подорожание продуктов происходит в два, а то и в пять раз», - добавил он. 
На экономии транспортных затрат Якутия смогла увеличить объем завоза, а благодаря изменению логистики авиадоставки удалось охватить больше населенных пунктов. Власти республики также начали проектировку строительства торгово-логистических центров. 
Следующим на сессии выступил заместитель директора АО «Чукотская торговая компания» Дмитрий Иванов, который рассказал, что 95% всех грузов на территории Чукотского автономного округа завозят морским транспортом. 

«Остро стоит вопрос финансирования. Мы надеемся на субсидированные кредиты, потому что сегодня мы берем кредиты в банках, те берут свои проценты. На сегодняшний день мы имеем 22%. При этом товар мы закупаем заранее: период навигации на Чукотке длится с июня по октябрь, а закупаем товары в январе-феврале. Все это время мы платим процент банку», - подчеркнул Иванов.

Структурировать процесс, наладить логистику помог «Цифровой двойник» Северного завоза. Аналитик по цифровой трансформации ФАНУ «Востокгосплан» Артур Двигубский сообщил, что «Цифровой двойник» - это некий прототип ГИС. С его помощью строили маршрутную карту, просчитывали объемы и стоимость поставок. 

«Данные «Цифрового двойника» использовали в качестве обоснования к закону «О северном завозе». С помощью «двойника» можно решать определенные трудности, связанные с формированием поставок», - подчеркнул Двигубский.
 
О работе авиасообщения при доставке товаров в Арктическую зону рассказал на сессии генеральный директор авиакомпании «АТРАН» Дмитрий Сорокин. Он напомнил, что с 2022 года многие компании попали под санкции. 

«Нужно было решать, что делать в нынешних реалиях. Пришли к выводу, что есть надежный  и хороший самолет Ан-12, который можно использоваться для доставки товаров на территории Крайнего Севера и Дальнего Востока», - сообщил Сорокин

С сентября 2023 года первый самолет отправился в рейс, через неделю - полетит второй. Эти самолеты хороши тем, что неприхотливы к условиям на Крайнем Севере, им не нужны разгрузочно-погрузочное оборудование,  а грузоподъемность у советских Ан-12 – 20 тонн. 

Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» - стал ведущей площадкой, объединяющей актуальную общественную повестку арктического развития. В этом году в мероприятии участвовало более 2000 человек, среди которых федеральные и региональные органы власти, системообразующие компании, научные и общественных организации, промышленные и финансовые предприятия, разработчики технологий.


Возврат к списку