СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2019 г. - IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

Кадровый вызов: как арктические регионы привлекают учителей и наставников на работу

12.12.2023

Кадровый вызов: как арктические регионы привлекают учителей и наставников на работу

Учитель может стать одним из главных людей в жизни человека. Именно он становится примером для подражания, союзником, другом и советником. Преподаватели с юных лет не только вкладывают знания, но и учат любить свой край, заботиться о нем. Особенна их роль в жизни арктических регионов страны.  Подготовка преподавателей для работы в арктических регионах — острый вопрос. Учителей на Крайнем Севере не хватает, хотя власти и выстаивают мощную систему образования. Этот вопрос обсудили на рабочей сессии «Хранители Севера: педагоги и наставники как залог устойчивого будущего». 

Первой по видеосвязи выступила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. Она рассказала, насколько важны наставники и преподаватели. 

«Министерство науки и высшего образования уделяет огромное внимание теме развития Арктики, не говоря уже о том, что у нас есть Северный (Арктический) федеральный университет, у которого Арктика — это одна из ключевых повесток. 

Педагоги — это и носители, и хранители, великие люди, которые помогают нам и образовывать, и воспитывать наших ребят именно с точки зрения гордости за то место, где они живут.  Безусловно, вопросы наставничества всегда были актуальны. Мы понимаем, насколько важно осмыслять нашу идентичность, рассматривать ее как залог того, что будущее наше развитие станет устойчивым <...>  
Наставничество, мне кажется, заложено в нашем ДНК. Помогая, мы понимаем, что это такая миссия: вырастить тех и помочь тем, кто только встает на какой-то путь развития», — подчеркнула Петрова. 

 Исполняющий обязанности директора ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» Александр Ефимов во время выступления рассказал о кадровых проектах и способах повышения престижности педагогических профессий в Ямало-Ненецком автономном округе. Он отметил, что регион в полной мере развивает инфраструктуру образовательных организаций, но существуют проблемы.

«Любые важные решения любые значимые шаги, они всегда появляются только тогда, когда мы честно проговариваем существование проблем. Перед Ямало-Ненецким автономным округом, также как и перед другими регионами Арктической зоны, стоит существенная кадровая проблема. Мы существуем в регионе, который вынужден систематически привлекать кадры: чем выше квалификация специалиста, который там нужен, тем в меньшей степени округ способен нам такого специалиста предоставить. 

На Ямале нет педагогической кузницы, которая может нам привести педагога. И, следовательно, мы нацелены на то, чтобы педагога приводить своими силами. Педагоги охотно приезжают в автономный округ, нам есть, что им предложить — конкурентная заработная плата, хорошие условия жизни: торговые центры, удобное современное жилье, возможность посещать концерты, спортивные объекты. Это во многом примиряет с некомфортным климатом за окном», — поделился Ефимов.

Однако преподаватели приезжают, но не все остаются. Так, из 199 молодых педагогов, прибывших в Ямало-Ненецкий автономный округ в 2019 году, к 2022-му остались только половина. С 1 января 2024 года в учебных заведениях региона будут работать всего 83 из них. 
«Удивительно, но когда мы начинаем смотреть на региональные кадровые проекты, здесь стабильность гораздо выше. Например, федеральная программа «Земский учитель». За эти четыре года, из приехавших к нам 49 квалифицированных педагогов, почти все остались — 46 до сих пор работают.  Приезжают педагоги и по нашему региональному гранту «Новый учитель Ямала», он нацелен на привлечение в систему образования молодых педагогов в возрасте до 30 лет. 

Педагоги, которые приезжают по региональным программам, не только с большей степенью вероятности остаются, но они и стремятся реализовывать свои собственные инициативы. Например, если педагог приехал по гранту «Новый учитель Ямала», он должен не только три года отработать в образовательной организации, но и запустить, воплотить в жизнь свой собственный индивидуальный проект. В некотором смысле, это его детище, за которое он несет ответственность, с которым себя отождествляет, который удивительным образом удерживает его. Кстати, образовательная организация получает дополнительное финансирование для того, чтобы создавать условия молодому педагогу», — добавил Ефимов.

В заключение выступления спикер подчеркнул, что крайне важно делать учителя своим союзником, быть готовым подставить ему свое плечо. 
Первый заместитель председателя Думы Чукотского автономного округа, председатель комитета по законодательству и региональной политике Марина Лагунова во время обсуждения нововведений в арктических регионах  рассказала о наставниках над несовершеннолетними, так называемых общественных воспитателях, которые работают с трудными подростками. 
«По состоянию на 1 января 2023 года на профилактическом учете органов внутренних дел Чукотского автономного округа состояло 82 несовершеннолетних и 162 родителя/законных представителя, которые ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию несовершеннолетних и оказывают негативное влияние на их поведение. По данным МВД России по округу, в 2022 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 50%.  

Законодатели обратились к опыту регионов, и анализ нормотворческой практики других субъектов Российской Федерации показал, что во многих регионах в дополнении к установленным на федеральном уровне механизмам профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социальной опасном положении, применяется институт наставничества. В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации, например, в республике Калмыкии, Костромской, Омской, Ульяновской, Кемеровской, Иркутской, Амурской областях в Хабаровском крае и в других субъектах Российской Федерации приняты законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность наставников — общественных воспитателей несовершеннолетних. Дума Чукотского автономного округа, приняла закон о наставничестве над несовершеннолетними в июне 2023 года», — сообщила Лагунова.

Закон призван защищать детей, помогать развитию эффективной социальной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Наставником может быть дееспособный россиянин от 23 лет, проживающий на территории округа. Он должен помогать физическому, интеллектуальному, психическому и духовному и нравственному развитию подростков. 

«Наставник — это человек с активной общественной позицией, желающий взять под свое крыло несовершеннолетнего, нуждающегося в социальной адаптации, способный помочь ему разобраться в проблемах. Подразумевается, что наставниками будут люди, которые пользуются у ребенка авторитетом и доверием, могут служить положительным примером. Наставник, хотелось бы сказать, выполняет свои обязанности на возмездной основе. <...>  Изъявили желание стать наставниками четыре человека. Это представители образования, опеки и попечительства, социальной жизни, социальной защиты», — добавила Лагунова.

Наставничество может быть одним из способов, помогающих удержать и привлекать кадры, уверена председатель президиума «Федерации профессиональных коучей и наставников» Ольга Рыбина.
 
«Наставничество — это наш культурный код, ведь наставничество было присуще России всегда. Если даже вспомнить, что мы жили общинами когда-то давным-давно, когда старшее поколение помогало вырастить младшее. И речь шла не только о том, чтобы научить использовать гончарный круг и охотиться: наставничество использовали для того, чтобы воспитать достойного гражданина своего общества, своей страны. 
Нам кажется, что наставничество — это эффективный инструмент, но иногда мы незаслуженно забываем о нем. Важно, чтобы были местные кадры, потому что только так мы можем передать преемственность поколений тех народностей, для которых это исконная родина.  

Мы можем использовать опыт тех людей, которые уже работают на этом месте и являются профессионалами.  Они становятся наставниками для подрастающего поколения, для молодежи, и мы можем использовать имеющийся потенциал тех сотрудников, которые у нас есть. Ну, например, для молодого учителя есть наставник, который помогает ему не только стать профессионалом, а воспитывает в нем лояльность, преданность, приверженность и не только работе, а тому месту, где живет.  

Мне кажется, что для региона Арктики важно воспитать преданного своему делу и своей компании, и своей Родине человека», — рассказала Рыбина.

Председатель президиума «Федерации профессиональных коучей и наставников» оценила, что четыре человека захотели быть наставниками, но отметила, что это не так просто.

«Мы провели исследование в нашей федерации на  свободном рынке, и у нас была гипотеза: для того, чтобы быть наставником, недостаточно иметь только экспертный опыт. Например, чтобы быть наставником у подростков, недостаточно иметь опыт преодоления жизненных трудностей, нужны особые навыки и компетенции. У нас было 90 человек, которые уже являются наставниками, причем в разных сферах наставниками. И вот 95% считает: чтобы быть наставником, необходимо получить базовое образование. Я надеюсь, что будет принят федеральный закон о наставничестве, и это будет реально профессия, престижная и почетная», — добавила Рыбина. 

Участие в сессии, посвященной педагогам и наставникам Севера, приняла руководитель дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования ФГАУ «Центр просветительских инициатив» Министерства просвещения Российской Федерации Юлия Есауленко. По ее мнению, именно учитель «творит будущее», вовлекая своих учеников в научные исследования, проекты. Она рассказала, что победителям конкурса «Учитель года» предоставили уникальную возможность отправиться с учениками в экспедицию на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» и своими глазами увидеть новейшие технологии, провести исследования и погрузиться в завораживающий и таинственный мир Арктики.

«Вклад в учителя — это вклад в будущее нашей страны. <...> Школа и общение с учителями — важный жизненный этап биографии абсолютно каждого гражданина нашей страны. То, что учитель вложит и в головы и души наших учеников определяет их судьбу, но и судьбу Арктики и России. Поэтому не упускайте возможности сделать учителя своим союзником, своим единомышленником, показывать учителям все самое уникальное, самое передовое, что есть в нашей стране», — подчеркнула Есауленко.

Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге в 13-й раз. На площадке форума встретились представители власти, бизнеса и общественности, они подвели итоги и обсудили главные задачи по развитию Арктической зоны. Это мероприятие — связующее звено между всеми сторонами, заинтересованными в процветании арктических территорий.  

Генеральный партнёр Форума – ПАО «ГМК “Норильский никель”», генеральный информационный партнёр – информационное агентство России «ТАСС», официальный спонсор – Банк ВТБ (ПАО), партнёр – ПАО «Новатэк», специальный партнёр – НКО «Фонд полярных исследований “Полярный фонд”», партнёры секций – ГК «Росатом», ПАО «МТС» и АО «НИЦ “Строительство”».


Возврат к списку