СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

Гаджимагомед Гусейнов: В 2023 году удалось развернуть ряд грузов с Суэцкого канала на трассы СМП

20.12.2023

Гаджимагомед Гусейнов: В 2023 году удалось развернуть ряд грузов с Суэцкого канала на трассы СМП

Первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов выступил на сессии "Через запад на восток. Через север, через юг: экономика, инфраструктура и организация новой модели судоходства". Дискуссия прошла в рамках специальной конференции "Северный морской путь-365?".

Одним из самых ярких событий года, связанных с развитием Северного морского пути, Гаджимагомед Гусейнов назвал выход грузооборота на исторический максимум. По подсчётам экспертов уже перевезено 33,7 млн тонн грузов, что составляет рост на 6% в сравнении с прошлым годом. К концу текущего года ожидается грузооборот в 36 млн тонн.

В своём выступлении спикер от Минвостокразвития России подчеркнул роль Севморпути для экономики всей страны.

"Сегодня, когда вся экономика разворачивается на Восток, на Север, мы стоим перед выбором, какие у нас должны быть транспортные маршруты. Есть Транссиб – традиционный путь, который закладывался ещё нашими предками, есть БАМ. Но объём того груза, который сейчас мог бы пойти на Восток, превышает их пропускную способность", – разъяснил он.

Как сообщил эксперт, в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина в августе прошлого года Правительством утверждён план развития СМП до 2035 года. В него вошли 155 мероприятий по 5 разделам, таким, как дальнейшее геологическое изучение и поиск новых месторождений, развитие транспортной инфраструктуры, ледокольного и грузового флота, а также обеспечение безопасности судоходства в акватории СМП.

"Уникальность этого плана в том, что в нём объединены обязательства как грузоотправителей, то есть, компаний, которые формируют грузовую базу, так и обязательства государства по созданию объектов инфраструктуры. И не только той, которая связана с обеспечением безопасности судоходства на трассах СМП, но и береговой инфраструктуры, подходных железнодорожных путей, а также развитие возможностей прогнозирования ледового покрова, гидрографические исследования, гидрометеорология", – заявил Гаджимагомед Гусейнов.

Только на создание инфраструктуры до 2023 года предусмотрено 1,8 трлн рублей, из них порядка более 650 млрд рублей – это прямые средства из федерального бюджета. Также около 700 млрд будут реализованы в рамках государственно-частного партнёрства, то есть, также с поддержкой из федерального бюджета.

"В рамках этого плана мы с основными грузоотправителями подписали обязывающие соглашения, где грузовладельцы берут на себя обязательства перевезти груз в том объёме, который указан в распоряжении Правительства, а государство обязывается в срок создать объекты инфраструктуры. <…> Очень важно, чтобы каждый выполнил свои обязательства в тот срок, который установлен планом", – подчеркнул спикер.

Негативное влияние на выполнение целевых показателей оказывает внешнее санкционное давление. На сегодня требуется пересмотр проектов, замена поставщиков оборудования и самого оборудования. Однако даже в таких условиях ряд компаний выполняет свои обязательства. В частности Новатек по итогам года превысил плановые значения, под которыми он подписался в текущем году, добавил Гаджимагомед Гусейнов.

"В этом году нам удалось по ряду компаний развернуть груз с южных маршрутов, то есть, через Суэцкий канал, на трассы Севморпути. Этот северный транзит позволил нам в этом году обеспечить перевозку более 2,1 млн тонн. Совместно с Росатомом Минвостокразвития в рамках госпрограммы перераспределяет средства, чтобы компенсировать расходы, связанные с ледокольной проводкой этих судов. Это был пилотный проект, мы рассчитываем, что в следующем году мы увеличим объём перевозок по Севморпути", – отметил первый заместитель главы Минвостокразвития России.

В завершение своего выступления Гаджимагомед Гусейнов заявил, что СМП становится с каждым годом всё более понятным и предсказуемым для всех участников.

"Если раньше мы говорили о проходе судна по нему как о подвиге, то сейчас это становится системным маршрутом. <…> И 36 млн тонн, которые мы ждём в этом году – это исторический рекорд, раньше в это мало кто мог поверить", – подытожил эксперт.


Возврат к списку