СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2017 г. - VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

Анатолий Никитин: В Иркутскую область завезли больше топлива, чем в прошлом году

26.12.2023

Анатолий Никитин: В Иркутскую область завезли больше топлива, чем в прошлом году

Больше 20 лет жители северных регионов ждали законодательного урегулирования процесса обеспечения жителей российской Арктики самым необходимым – продовольствием, лекарствами и топливом. В текущем году Государственная Дума приняла закон, определяющий критерии и порядок регулирования северного завоза. О том, как меняется система снабжения в Иркутской области, рассказал министр жилищной политики и энергетики региона Анатолий Никитин в рамках сессии "Точно в срок: выстраивание новой системы снабжения Крайнего Севера".

На территории Иркутской области к районам Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза приравнены 4 муниципальных района и 29 населённых пунктов. Основное количество угля по программе северного завоза в эти районы осуществляется в навигационный период в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по рекам Ленско-Остеровского бассейна, через крупнейший в стране речной порт. Основной объём дизельного топлива для коммунальной энергетики доставляется автотранспортом по зимним автодорогам в период с декабря по март.

"Доставка топливно-энергетических ресурсов для теплоснабжающих организаций и объектов коммунальной энергетики области по программе северного завоза на протяжении многих лет осуществляется самими ресурсоснабжающими организациями на основании договоров поставки, заключаемых на конкурсной основе. <…> Финансовая поддержка северного завоза осуществляется за счёт средств областного бюджета в рамках субсидий на возмещение недополученных доходов от межтарифной разницы и целевым назначением на финансовое обеспечение затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов", – пояснил министр.

С начала текущего года на Север доставлено 106,9 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов. Относительно аналогичного периода 2022 года отгрузка угля выросла на 14%, а нефтепродуктов – на 19%. В то же время спикер обозначил ключевые проблемы завоза в регионы.

"Основной проблемой обеспечения топливно-энергетическими ресурсами является рост конечной стоимости топлива по сравнению с прогнозными индексами Министерства экономического развития РФ", – сообщил Анатолий Никитин.

Так, с начала текущего года на региональном рынке стоимость угля увеличилась от 15 до 50% в зависимости от марки и логистики поставки. Сценарный прогноз развития экономики, основанный на индексах Министерства экономического развития РФ, предусматривал снижение стоимости угольной продукции на 6-13%. Также рост цен на дизельное топливо составил от 10 до 12%. Кроме того, опережающими темпами относительно прогнозных индексов растут цены на перевозку топлива практически всеми видами транспорта и перевалку в портовых комплексах. По совам министра, рост конечной стоимости перевозки 1 тонны топлива в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза угля в сравнении с 2022 годом удерживается не выше 10% только благодаря работе властей. Население защищено от роста цен социальными тарифами, поэтому нагрузка выпадающих расходов падает на региональные бюджеты. Как подчеркнул спикер, проблема требует системного решения.

"Возможно, это государственные кредиты по низкой ставке. Мы разговаривали с угольными компаниями, они готовы на эту тему работать. И внутри мы у себя также это рассматриваем через капитализацию нашего предприятия, которое занимается кредитованием промышленности, также докапитализировать его под процент от 2-3% и предоставлять кредиты ресурсоснабжающим организациям", – обозначил спикер.

Кроме того министр отметил изменения топливно-энергетического баланса в регионе.

"На севере Иркутской области разрабатывается месторождение нефти и газа, поэтому мы рассматриваем вопрос газификации северных районов. Но пока нет таких судов, которые бы перевозили сжиженный природный газ, не приспособлена портовая инфраструктура. Поэтому в стратегии развития Сибирского федерального округа есть направление по оценке и увеличению возможностей Усть-Кутского транспортного узла", – рассказал Анатолий Никитин.


Возврат к списку