СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

ИСТОРИЯ: 2022 г. - XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

СМИ о форуме

В рамках законопроекта о северном завозе предполагается формирование 3-летних планов по закупкам

В ходе XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал о текущей работе над новым законопроектом о северном завозе.

По его словам, в настоящее время документ уже внесен в правительство для рассмотрения.

Среди новелл законопроекта министр отметил формирование трехлетних планов по закупкам, проведение торгов на грузы с использованием сервиса «цифровой экспедитор», маркировку и отслеживание грузов в рамках госпрограммы, господдержку регулярной морской перевозки по регулируемым тарифам.

Грузы северного завоза будут разделены на три категории по степени приоритетности:
- грузы жизнеобеспечения,
- грузы для государственных и муниципальных нужд,
- иные грузы для личных и предпринимательских целей.

«Будет сформирована опорная сеть инфраструктуры. Для этого правительством РФ будет утвержден перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечено их финансирование. Закон обеспечит приоритетный доступ грузов северного завоза к объектам опорной сети, включая объекты необщего пользования», - отметил министр.

Он добавил, что параллельно будет создана федеральная система мониторинга и контроля.

Источник: МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

Посольство КНР: Китай заинтересован в сотрудничестве с Россией на СМП

Советник-посланник посольства Китая в России Лю Цинхуа заявила на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», что Китай заинтересован в сотрудничестве с Россией по Северному морскому пути. Свою речь она произнесла на русском языке.

По её словам, Китай готов приложить все усилия для поддержки инициатив России по сотрудничеству в Арктике.

«Я очень рада услышать от вас [выступающих на форуме] о том, что сегодня Россия очень заинтересована в развитии сотрудничества с Китаем в использовании и строительстве Северного морского пути. Я думаю, вы поняли нашу позицию, и здесь такой же интерес. Так что мы готовы сотрудничать с вами в этом направлении», – сказала Лю Цинхуа на встрече.

Она указала, что укрепление сотрудничества на Северном морском пути является одним из приоритетных направлений, определённых главами государств Китая и России. Лю Цинхуа также заявила, что Китай с нетерпением ждёт успешного открытия Северного морского пути в Китай.

Советник-посланник подчеркнула, что «развитие Северного морского пути, безусловно, будет способствовать дальнейшему расширению арктической инфраструктуры, использованию ресурсов, расширению социально-экономического развития прибрежных путей к долгосрочному устойчивому развитию арктического региона; обеспечит новый импульс, а также может оказать глубокое влияние на формирование будущей архитектуры международной торговли».

Ранее посол России по особым поручениям и председатель Совета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов заявил, что Китай проявляет большой интерес к развитию научно-технического сотрудничества в Арктике и Россия поддерживает позицию Пекина.

Источник: THE ARCTIC

В Архангельской области в 2023 году собираются ликвидировать пять мегасвалок

Благодаря софинансированию по федеральным экопроектам в Поморье в следующем году будет ликвидировано пять крупных несанкционированных свалок.

На рабочей сессии «Груз прошлого: ликвидация накопленного вреда арктической природе», состоявшейся в рамках XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев представил итоги и планы работы по ликвидации несанкционированных свалок на арктических территориях Поморья.

Уже в следующем году в городах нашего региона начнутся работы по ликвидации и рекультивации пяти наиболее крупных несанкционированных свалок, четыре из них находятся на островных территориях. Это стало возможным благодаря федеральному софинансированию в рамках проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология».

— Сегодня на этих пяти свалках, общая площадь которых составляет 60 гектаров, сосредоточено почти 800 тысяч кубометров отходов. Эта территория в два раза больше, чем площадь, занятая действующим с советских времен полигоном в областном центре. В ближайшие два года эти свалки будут рекультивированы, — отметил Игорь Мураев.

В Архангельской области идёт системная работа по ликвидации объектов накопленного вреда – к ним относятся и свалки в лесном фонде Поморья. В этом году подрядчиком выполнен контракт на ликвидацию двенадцати наиболее крупных, всего же в лесах и населённых пунктах устранено 124 свалки.

На уборку более мелких свалок привлекались и будут привлекаться специалисты лесничеств, арендаторы лесных участков, общественные организации и волонтеры. На следующий год запланированы средства областного бюджета для ликвидации еще 22 лесных свалок.

— Эту работу мы продолжим, и её темпы позволяют прогнозировать, что в ближайшее время бо́льшая часть свалок в лесах Поморья будет ликвидирована, — подчеркнул Игорь Мураев.

Источник: ЭХО СЕВЕРА

Участники международного форума обсудили развитие Арктики в новых геополитических условиях

В XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» приняли участие более 5000 человек из 80 стран мира. На 56 деловых мероприятиях эксперты обсудили устойчивое развитие, международное сотрудничество и новые возможности в макрорегионе в период мировой нестабильности.

Как сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, сегодня в Арктике реализуется 621 инвестиционный проект, который принесет 1,6 трлн инвестиций.

Особенное внимание на форуме было уделено Северному морскому пути.

Заместитель председателя госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов в своем выступлении сообщил, что, несмотря на сложную геополитическую ситуацию, объемы перевозок грузов увеличиваются. Грузооборот Северного морского пути в 2022 году уже составил 32 млн, а до конца года увеличится до 34 млн тонн. В планах выйти к 2030 году на 150 млн тонн.

Чтобы это стало возможным, планируется увеличить ледокольный флот к 2030 году до 17 ледоколов.

Как прозвучало на форуме, безопасность судоходства по СМП будет обеспечивать новая спутниковая группировка.

Неразрывно с темой развития Северного морского пути стоит задача обеспечения северных территорий жизненно важными грузами. Закон о северном завозе будет принят весной 2023 года. Это значимый документ, который важен для всех арктических регионов.

В мероприятии приняли участие ученые, общественные и государственные деятели из многих стран мира, которые заинтересованы в сотрудничестве по устойчивому развитию Арктики.

По словам Николая Корчунова, посла по особым поручениям МИД России, председателя комитета старших должностных лиц Арктического совета, наблюдается растущий интерес к Арктике и сотрудничеству в высоких широтах со стороны стран-членов БРИКС, ШОС, Латинской Америки, ближневосточного региона, стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Мероприятие прошло при поддержке и участии обеих палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, Государственной комиссии по развитию Арктики, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и других профильных министерств и ведомств, – сообщает пресс-служба организаторов – МОО «Ассоциация полярников».

Источник: ЕРМАК-ИНФО.РФ

На XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» Дмитрий Карасев представил основные этапы реновации Норильска

Мероприятие прошло на минувшей неделе в Санкт-Петербурге и включило в себя более 50 сессий по 11 тематическим направлениям, которые были посвящены актуальным направлениям развития Арктической зоны РФ.

Участники форума обсудили методы ответственного управления в новых условиях, адаптацию к климатическим изменениям, развитие человеческого капитала в Арктике и налаживание международного общественного и научного диалога. Форум прошёл в период двухлетнего председательства России в Арктическом совете.

На круглом столе «Опорные точки: социально-экономическое развитие арктических муниципалитетов» глава Норильска Дмитрий Карасев рассказал о наглядных этапах реновации в Норильске. Он отметил выполненные работы по демонтажу домов гостиничного типа, а также аварийных сталинок. В целом поделился планами на строительство и рассказал об уже завершённых объектах: пожарное депо и КЦСОН «Норильский».

В этот же день на рабочей сессии «Тепло студёной земли: ЖКХ и уровень жизни человека» он рассказал коллегам об опыте Норильска в части термостабилизации грунтов. Наглядно показал, как работает программа мониторинга сохранения вечной мерзлоты, об установке инклинометров, а также о дальнейших планах в этом направлении.

За 2022 год в Норильске удалось в подполье 53 домов пробурить скважины и в чердачной части здания установить инклинометры. С них снимаются показатели, которые поступают в единую систему мониторинга, что помогает муниципалитету, специальным службам и управляющим компаниям в онлайн-режиме анализировать, вовремя выявлять очаги растепления грунтов и оперативно применять противоаварийные мероприятия. Сейчас дополнительно подключают ещё четыре дома в Центральном районе, по ним ведутся проектные работы по термостабилизации грунтов. Также вскоре будет начата работа по подключению к геотехническому мониторингу 45 зданий школ и некоторых детских садов Норильска.

На следующий день на конференции «Приоритеты и подходы к развитию городской среды в Арктике» Дмитрий Карасев рассказал о масштабных работах по преображению города и показал проекты некоторых общественных пространств, которые горожане смогут увидеть в ближайшей перспективе.

«Мы всем городом работали над разработкой плана на будущее преобразование Норильска. Модельная зона, общественное пространство «Башня», музей современного искусства АММА, архитектурная подсветка, преобразование улицы Мира в пешеходную – всё это и не только ждёт наш город в ближайшем будущем», - подытожил глава Норильска.

Дмитрий Карасев отметил, что практически на всех площадках представители федеральных министерств, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы позитивно отзывались о Норильске.

Источник: ЗАПОЛЯРНАЯ ПРАВДА

Ключевые цели развития российской Арктики - усиление экономики и повышение благосостояния людей

В Санкт-Петербурге начал работу XII Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее».

Работа форума началась с пленарного заседания: «Курс на Север: время реализации арктических возможностей». Первый вице-президент МОО «Ассоциация полярников» Михаил Слипенчук, начиная работу отметил: «Нынешний форум – это подведение итогов и возможность наметить движение вперед. В его работе принимают участие около 2000 гостей. Итогом работы станет резолюция, которая будет направлена во все госорганы: Госдуму, Совет Федерации и Правительство РФ».

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, в своем выступлении подчеркнул, что АЗРФ – это крупнейшая особая экономическая зона в мире. С 2019 года на уровне Правительства были приняты важные решения, принята Стратегия развития Арктики до 2035 года и план развития Севморпути до 2035 года. В следующем году будет принят закон о Северном завозе.

Говоря о развитии Севморпути, он отметил роль крупнейших компаний, работающих в Арктике. Важную роль бизнеса в этом направлении отметил и специальный представитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. «Сегодня грузооборот формируется из потребностей компаний. Норникель, Новатэк, Газпром вкладывают средства в развитие СМП, в развитие территорий, в экономику», - сказал он.

Ключевыми целями развития российской Арктики является усиление экономики и повышение благосостояния людей.

«Арктика – это города, в которых живут люди, и важно улучшать условия жизни», - подчеркнул Чекунков. В качестве положительного примера он отметил компанию «Норникель», которая в рамках государственно-частного партнерства реализует в Норильске программу социально-экономического развития города.

Вице-президент «Норникеля» Андрей Грачев поблагодарил Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики за поддержку компании. «Нам не обойтись без помощи государства и государственно-частное партнерство – главное в развитие АРЗФ», - особо отметил он.

Грачев напомнил, что совместно с государством на Таймыре были реализованы такие глобальные проекты, как реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Норильска, реализуется программа по переселению жителей из Норильска и Дудинки. В настоящее время реализуется масштабная программа социально-экономического развития Норильска. Объем инвестиций составляет 120 млрд. рублей, 81,3 млрд. выделяет компания «Норникель».

Программа реновации Норильска беспрецедентная. Это тот уровень взаимодействия, который можно масштабировать и передавать на другие арктические территории.

«Норникель» делает все, чтобы улучшить жизнь в городах, где работает. Так, в Норильске силами и за счет «Норникеля» был проведен высокоскоростной интернет. Ведется активная работа с коренными малочисленными народами Севера. «Нами принята и реализуется 5-ти летняя программа по поддержке КМНС объемом финансирования 2 млрд. рублей», - рассказал Андрей Грачев.

Важнейшей особенностью Арктики является ее хрупкость, поэтому решение экологических вопросов, очистка территории Арктики также являются для компании первостепенными.

Вице-президент «Норникеля» рассказал о ходе реализации Серной программы в Норильске, благодаря которой выбросы диоксида серы сократятся на 95%: «Сейчас мы внимательно смотрим на сроки реализации этой программы, активизируем процессы импортозамещения».

Помимо Серной программы в Норильске реализуется проект «Чистый Норильск», он входит в проект «Чистая Арктика». «Мы убираем территорию не только на своих промышленных площадках, но и всего Норильского промрайона. Для этого было создано специальное подразделение, закуплена уникальная техника, сделанная по спецзаказу», - подчеркнул Грачев. Помимо этого, на Таймыре активно развивается волонтерское движение.

Источник: ГИД КРАСНОЯРСКА

«Наблюдаем большой интерес наших партнеров из Восточной Азии»: Наталия Михеева – о форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Он проходит в Петербурге 8 и 9 декабря.

В Петербурге сегодня и завтра проходит форум «Арктика: настоящее и будущее», рассказала доцент факультета международных отношений и политических исследований РАНХиГС Санкт-Петербург и кандидат политических наук Наталия Михеева.

«В условиях текущей геополитической реальности мы наблюдаем большой интерес наших партнеров из Восточной Азии к тематике форума, – подчеркнула она. – 2160 делегатов, 52 рабочие сессии, 482 спикера, 11 тематических направлений наглядно свидетельствуют о широком охвате проблем, обсуждаемых на форуме».

По её словам, основной задачей форума стало «объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего в период глобальных геополитических и экономических изменений», основными акцентами – развитие человеческого капитала, проблемы адаптации к климатическим изменениям, Арктика в международном общественном диалоге.

«Наш город является ведущим центром арктических исследований как фундаментальных, так и прикладных в области изучения арктического сектора мирового океана, – отметила она. – На сегодняшний день многие производственные и научные организации города продолжают вносить свой значимый вклад в исследование и развитие Арктики».

Источник: SPBDNEVNIK.RU

До 2024 года для аварийно-спасательного флота в российской Арктике построят 16 судов

Заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков также отметил, что МЧС России начало строить в Арктике свои поисково-спасательные базы.

Аварийно-спасательный флот в российской Арктике пополнится до 2024 года 16 новыми судами. Об этом на XII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге сообщил ТАСС заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Денис Ушаков.

"Шестнадцать судов строятся до 2024 года, и с 2024 года еще 30 судов аварийно-спасательных будут строиться для обеспечения поиска-спасения в Арктической зоне", - сообщил Ушаков. По его словам, сейчас в Арктике работают в период навигации восемь аварийно-спасательных единиц флота.

Также Ушаков отметил, что ведомство ведет взаимодействие с МЧС России, которое начало строить свои поисково-спасательные базы в Арктике. По его словам, морские спасатели могли бы размещаться на этих базах. "Все спасатели береговые и морские будут находиться в одном месте, и соответственно проще будет осуществляться координация и операции", - добавил он.

XII Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" проходит в Петербурге с 8 по 9 декабря. Организатором форума выступает межрегиональная общественная организация "Ассоциация полярников" при поддержке и участии Совета Федерации, Госдумы, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, МИД России, других профильных министерств и ведомств. Генеральный партнер форума - ПАО "ГМК "Норильский никель", ТАСС выступает генеральным информационным партнером мероприятия.

Источник: ARCTIC RUSSIA

Курс на Север. Как продолжить развитие Русской Арктики?

Русская Арктика в последние годы явно на подъеме. Изменения, происходящие на этой стратегически важной для России территории, затронули многие отрасли и сферы жизни. Как сделать, чтобы в новых реалиях ее развитие не приостановилось, а благодаря свежим решениям вышло на новый виток? Эта тема станет ключевой на XII международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», открывающемся сегодня в «Экспофоруме» при поддержке Ассоциации полярников (АСПОЛ), обеих палат российского парламента и Минвостокразвития РФ. В работе форума примут участие около 2 тысяч российских и зарубежных экспертов, включая представителей США, Норвегии, Дании, Китая, Японии, Индии, Сингапура и других стран.

Петербургский арктический форум проходит нынче под знаком трех круглых дат. В нынешнем году исполняется 90 лет с момента создания Главного управления Севморпути и старта масштабной работы на этой трассе. Кроме того, 85 лет назад начала действовать первая в мире дрейфующая советская научная станция «Северный полюс-1». А 15 лет назад, опять же впервые, участники Высокоширотной арктической экспедиции погрузились в районе Северного полюса на дно океана.

Нынешнее поколение полярников, конечно, отдает дань уважения предшественникам. Но это ­прошлые страницы освоения Арктики, а как край развивается сегодня и что ждет его завтра? Задача науки, власти и бизнеса, встретившихся на этой площадке, и заключается в том, чтобы наметить решения по целому ряду нелегких вопросов. Таких как обновление кадров в Заполярье, импортозамещение и цифровизация, повышение уровня жизни северян и т. д.

Так было и на прошлом форуме, после которого в федеральные структуры поступило более 970 предложений от представителей 36 регионов РФ. Таким же, вероятно, будет плод коллективного ра­зума и на сей раз. Если не больше, ведь новые вызовы грозят стать помехой для дальнейшего развития «территории согласия и мира», как называют Русскую Арктику.

Этот посыл воплотился в насыщенной деловой программе двухдневного форума. Что касается пленарных заседаний, тут заметен традиционный подход. Первое из них — «Курс на Север: время реализации арктических возможностей» — посвящено, как и раньше, государственной политике в Арктике и ее социально-экономическому развитию (федеральная повестка). А второе отразит положение дел в областях и краях, входящих в Арктическую зону (региональная повестка).

Зато на конференциях и стратегических сессиях форума-2022 четко обозначились темы, которые не превалировали прежде или вовсе оставались в тени. Например, демографический фактор и режим преференций для арктического бизнеса. Усиление геологоразведки по стратегически важным видам сырья и возобновление с учетом советского опыта северного завоза…

Каждое из этих направлений применительно к Арктике сегодня настолько важно, что могло бы стать основополагающей темой отдельного крупного форума.

Так, в последнее время принят целый пакет законов, стимулирующих деятельность бизнеса в этом обширном макрорегионе. Причем «входной порог» для получения статуса резидента формирующейся там особой экономической зоны федеральная власть значительно снизила — до 1 млн рублей. Ведь работать там тяжелее, а отдача от каждого вложенного рубля инвестиций растянута по времени.

По мнению Николая Харитонова, председателя Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, это оправданный шаг. Налоговые и таможенные преференции для бизнес-структур, решивших запустить свои инвестпроекты в арктических регионах, окупятся сторицей.

Но речь не идет о том, чтобы переложить заботу об обустройстве края и создании там новых точек роста на плечи бизнеса. При формировании федерального бюджета 2023 года расходы государства на социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ выросли на 2,3 млрд рублей, а общий объем бюджетных инвестиций, которые необходимо освоить на федеральных проектах, составит 7,5 млрд рублей.

Имеется в виду, в частности, дальнейшее строительство терминалов и портов на трассе Севморпути, обеспечение безопасного плавания в той акватории. К слову, важность последнего направления работ (на форуме об этом тоже пойдет разговор) трудно переоценить.

В прошлом году петербургское Гидрографическое предприятие, входящее в корпорацию «Росатом», выполнило рекордный за весь постсоветский период объем исследований дна этой трассы — 41,5 тыс. линейных километров. И с заданием текущего года, которое значительно выше, справилось тоже. К этому обязывают возрастающие год от года задачи по грузоперевозкам на Севморпути, а также стремление сделать трассу экономически более выгодной и круглогодичной, отмечает Александр Бенгерт, генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие».

Стоит добавить, что отдельные реализованные и намечаемые проекты, касающиеся развития Арктики, представлены на «материальной», то есть выставочной, части форума. Там нашли отражение новейшие образцы продукции судостроителей, разработчиков средств связи и навигации, транспортников, коммунальщиков и т. д. Коллективный стенд предприятий Петербурга тоже проиллюстрировал потенциал разработчиков Северной столицы.

Автор: Виктор Юшковский

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ

Сергей Иванов: Для прохода кораблей через СМП нужны жёсткие экологические требования

Спецпредставитель президента по вопросам экологии выступил на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Для прохода кораблей через Северный морской путь необходимо разработать жесткие экологические требования. Такую мысль озвучил спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, выступая на стартовавшем сегодня в Санкт-Петербурге XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».

— Арктика такая хрупкая, что там последствия разлива нефти несопоставимы с разливом нефти в Мексиканском заливе или где-то еще, — заявил он, отметив, что ожидает от Минприроды предложения по критериям, на которых должны основываться стандарты.

Основная задача форума, в программе которого заявлено 56 сессий, объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего Арктического региона. Согласно информации от организаторов мероприятия, за два дня на форуме выступит более 500 экспертов, которые поднимут вопросы транспортного и социально-экономического развития, освоения ресурсной базы, инвестиций в арктические проекты, а также обсудят перспективы социального развития и поддержки молодежи и научных исследований, развития кадрового потенциала и креативной экономики, формирования комфортной городской среды, сохранение экосистем и культурного наследия региона.

Всего на форуме ожидается более 300 участников из 20 стран.

Источник: НИА ЭКОЛОГИЯ

1    2    3    4    5    6

Назад к списку новостей