X Международный форум

Арктика: настоящее и будущее

10–12 декабря 2020, Санкт-Петербург

ИСТОРИЯ: 2019 г. - IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ"

Разбить ледовый занавес? Россия, Канада и арктическая безопасность в меняющемся циркумполярном мире

06.04.2020

Разбить ледовый занавес? Россия, Канада и арктическая безопасность в меняющемся циркумполярном мире

Канадский институт международных отношений (Canadian Global Affairs Institute) в 2019 г. опубликовал доклад «Разбить ледовый занавес? Россия, Канада и арктическая безопасность в меняющемся циркумполярном мире». Статьи канадских, американских и российских экспертов, вошедшие в доклад, подготовлены по итогам семинаров и конференции, которые Институт проводил на протяжении 2018 г.

Канадский институт международных отношений занимает 7-е место среди 46 лучших аналитических центров Канады и Мексики в рейтинге фабрик мысли Пенсильванского университета 2019 г. и представляет собой независимый исследовательский институт, базирующийся в Калгари и Оттаве.

Ключевой вопрос, который поднимается в докладе, способны ли Россия и Канада сохранить и развивать сотрудничество в Арктике на двустороннем уровне и в многосторонних форматах на фоне национальных интересов России и Канады в сфере безопасности в Арктике, меняющейся ситуации в регионе, общего кризиса отношений России и Запада, учитывая расхождения в позициях России и Канады по многим другим вопросам мировой политики. Главный вопрос, заинтересованы ли в принципе два арктических гиганта, Россия и Канада, в сохранении стабильных и предсказуемых отношений в высоких широтах.

Авторы делают акцент на том, что у Канады и России достаточно общих интересов по вопросам развития Арктики для продолжения сотрудничества, хотя уровень доверия между Россией и западными акторами в Арктике снижается.

Одна из причин этому — отсутствие транспарентности в регионе и диалога по вопросам «жесткой» безопасности между военными. До 2014 г. регулярно проводились встречи начальников штабов государств Арктического совета. На фоне Украинского кризиса 2014 г. данные контакты были прерваны. Можно говорить о том, что оценки западными государствами военных и невоенных угроз в краткосрочной перспективе не изменились, однако усилилось ощущение неопределенности в вопросе о том, как именно будет складываться военно-политическая обстановка в регионе [1]. Таким образом одной из причин негативного развития событий может стать неверная интерпретация военной деятельности сторон. В этой связи министр иностранных дел России Сергей Лавров поддерживает возобновление прежней практики, когда встречались начальники генеральных штабов вооруженных сил стран Арктического совета, чтобы обеспечивать должный уровень доверия. Такие встречи можно было бы возобновить, начиная с консультаций экспертов.

Роб Хюберт в разделе «Новый арктический треугольник» The New Arctic Strategic Triangle Environment (NASTE) обращает внимание на складывающийся треугольник в Арктике Россия — США — Китай, который проектируется на региональный уровень с глобального и влечет за собой перетягивание напряженности в арктический регион. Он предостерегает, что Канада в Арктике будет «зажата» между тремя державами, в условиях, когда Россия стремится восстановить свое лидерство и, по его мнению, наращивает военный потенциал в Арктике; деятельность Китая в регионе набирает обороты, а конечные цели Поднебесной не вполне ясны; США с приходом в Белый дом Д. Трампа не считают Канаду своим основным партнером по арктическим вопросам и не принимают в расчет ее национальные интересы при формировании своей арктической политики.

Авторы раздела «Сказка о двух Россиях» Трой Буффард, Андреа Шаррон, Джим Фергассон, говорят о двойственной роли России. С одной стороны, роли «либерального интернационалиста», с другой стороны — «агрессивного ревизиониста». Первую роль Россия исполняет в Арктике, придерживаясь принципов международного права и многостороннего сотрудничества. Вторую роль Россия исполняет в «остальном мире», «аннексируя» Крым, принимая участие в деле Скрипалей, вмешиваясь в выборный процесс в западных государствах. Авторы данного раздела делают вывод, что отношения между «близкими конкурентами» — это всегда сочетание сотрудничества и соперничества в зависимости от конкретного вопроса. Первый шаг для западных аналитиков и лидеров — осознать, что поведение России кооперативное и взаимодействие с ней по арктическим вопросам может быть плодотворным и выгодным. Второй шаг — стратегическое планирование по защите от военных угроз, в том числе, исходящих от России.

Ряд авторов отмечают по-прежнему низкий уровень конфликтогенности арктического региона и полагают, что как с военной, так и с политической точек зрения ситуация в Арктике пока остается стабильной и контролируемой.

При этом эксперты подчеркивают, что необходимо отличать «символизм от сути» и не полагаться только на мнение алармистов и журналистов, которые преувеличивают масштабы маневров в области жесткой безопасности, гонки вооружений, борьбы за ресурсы, темпы таяния льдов. Часть проблемы — низкий уровень осведомлённости о политике России в Арктическом регионе и об арктической политике Канады в Арктике, особенно среди неспециалистов по арктической тематике, среди журналистов и общественности. Задача данного доклада — этот пробел хотя бы частично заполнить.

Важно отметить, что Россия и Канада, как и большинство других арктических государств, продолжают действовать в Арктике в рамках международного права и в соответствии с существующими соглашениями между государствами, а также поддерживают идею многостороннего взаимодействия в рамках Арктического совета. Таким образом Арктический совет остается ключевой площадкой для взаимодействия, огражденной от идеологизации и политизации.

Хотя общеполитические разногласия на мировом уровне начинают накладывать отпечаток на взаимодействие в Арктическом регионе. Так, например, в 2019 г. на встрече главы МИД стран Арктического совета впервые в истории организации не удалось подписать итоговую декларацию, в которой традиционно подтверждаются достижения уходящего председателя и даются рекомендации для следующего. В этот раз планировалось прописать в ней план стратегического сотрудничества по Арктике до 2025 г. Подписание сорвалось в связи с позицией США по климату. США отказались упоминать в декларации Парижское соглашение по климату и цели устойчивого развития ООН. Кроме этого, госсекретарь США Майк Помпео подверг критике борьбу России за влияние в Арктике и проект Китая по Новому шелковому пути.

Режим санкций создает ограничения для экономического взаимодействия российского бизнеса с западными компаниями в регионе, это касается и российско-канадского сотрудничества. Так, например, совместному предприятию китайского Cosco и канадской Teekay, которое владеет и является оператором СПГ-танкеров ледового класса Arc7 для проекта «Ямал СПГ», пришлось изменить акционерную структуру, чтобы продолжать поставки газа «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК.

Среди вопросов, по которым сотрудничество России и Канады возможно: вопросы поиска и спасания на море; предотвращение разливов нефти; сохранение биоразнообразия, вопросы судоходства, научное сотрудничество. Данные вопросы в основном решаются в многосторонних форматах, активными участниками которых являются Россия и Канада.

Авторы доклада подчеркивают, что мировые кризисы неизбежны, однако, необходимо избегать положения, когда они будут оказывать всестороннее влияние на те сферы и регионы, где общие интересы сторон сохраняются. Таким образом, они выражают надежду на то, что взаимодействие в Арктике будет развиваться, отвечая и учитывая национальные и региональные интересы сторон.

Источник: russiancouncil.ru



Возврат к списку