Эксперт: решить проблему судов для регионов Арктики могут небольшие заводы в Ленобласти

08.04.2019

Эксперт: решить проблему судов для регионов Арктики могут небольшие заводы в Ленобласти

Небольшие заводы в Петербурге и Ленинградской области могли бы строить маломерные суда для арктических регионов России, испытывающих в этом острую потребность, сообщил в понедельник ТАСС декан факультета кораблестроения крупнейшего в РФ судостроительного вуза – Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Сергей Рюмин.

В настоящее время Архангельская область нуждается в небольших судах, которые могли бы перевозить людей, Мурманская - в рыболовецких судах. Пока регионы приобретают единичные корабли или пользуются подержанными, купленными за рубежом.

«Построить такие суда мы можем, у нас есть небольшие предприятия в Петербурге и Ленинградской области, они вполне могут сделать такие суда небольшие, у них будет меньше накладных расходов, чем у более крупных верфей. Таким образом, мощности есть, но заказов очень мало у них», - сказал Рюмин, отметив, что поддержка государства будет значить очень много.

«Если вы строите одно судно, то это будет дорого, если государство озаботится проблемой мелких региональных судов, и будет строиться хотя бы 10 или 20, или 30, то это будет значительнее дешевле и выгоднее», - пояснил эксперт. По его мнению, если к вопросу подойти системно, посмотреть, сколько нужно таких судов стране и объявить конкурс, тогда «найдется и строитель, и он выйдет на достаточно невысокую стоимость».

Для Архангельской области важной потребностью являются небольшие суда, которые смогут перевозить людей и транспорт в тех местах, где отсутствуют мосты. Так, по подсчетам властей, сегодня несколько тысяч человек только в самом Архангельске живет на островных территориях и ежедневно ездит в материковую часть города на работу и учебу. Летом и зимой коммуникация работает штатно, но во время ледохода, когда уже не действуют ледовые переправы, а обычные теплоходы еще нельзя эксплуатировать, возникают серьезные проблемы.

«На протяжении многих лет осенью и весной островитян перевозят на буксирах. Для людей это бесплатно, поскольку пассажирским транспортом буксир не является, а для города это чрезвычайно дорогостоящая услуга. В год затраты составляют более 100 млн рублей. Сейчас мы на этапе поиска решения», - отметил и.о. директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации Архангельска Алексей Потолов.

«В прошлом году для перевозки пассажиров были приобретены суда ледокольного класса производства АО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького». Однако ходовые испытания показали, что в условиях ледостава на Северной Двине этот тип судов не подходит. Контракт был расторгнут, аванс возвращен», - отметил чиновник. В настоящий момент власти Архангельска разрабатывают новое техническое задание для постройки небольших судов ледового класса. Однако для этого проекта еще предстоит найти исполнителя.

Также маломерные суда необходимы в Мурманской области, здесь основную потребность в них испытывают рыболовецкие компании. Как рассказал ТАСС глава Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств региона Анатолий Евенко, фактически весь имеющийся флот устарел и требует замены.

«У компаний нашей ассоциации более 20 маломерных судов, износ по ним – до 80%, их замена – это вопрос безопасности, первоочередная потребность составляет порядка 10 новых судов», - отметил Евенко. По его словам, входящие в ассоциацию предприятия начали программу модернизации флота, но пока строится только одно судно.

По мнению начальника отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода Никиты Ворошилова, строительство кораблей для нужд Арктики, в том числе и маломерных, должно вестись внутри страны, насколько это возможно.

«Если речь идет о развитии Арктики как о национальном проекте Российской Федерации, о котором везде говорится, что мы владеем технологиями постройки судов ледовых классов, то нужно законодательно прописывать жесткие ограничения, что строительство судов [для Арктики ведется] исключительно внутри страны. Я имею в виду те суда, которые физически можно построить в России», - сказал он ТАСС.

Источник: ТАСС


Возврат к списку