Атомная энергия: с доставкой по Севморпути

13.05.2019

Атомная энергия: с доставкой по Севморпути

С «разогревом» арктической морской магистрали и значительным увеличением грузопотока, высоким широтам потребуется большая энергия. И давать ее будет не традиционная генерация, а плавучие атомные энергоблоки, которые появятся во всех опорных точках СМП. Первый отправится на позиции совсем скоро, но станет последним в своем роде.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проходит последние испытания и доводку в Мурманске. В период летней навигации его отбуксируют в порт Певек (Чукотка), чтобы он заменил изношенные береговые АЭС.

«Академик Ломоносов», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, прибыл в Мурманск через датские проливы. С 6 мая ведется операция, чтобы поставить его в док – там «гостя» осмотрят и покрасят подводную часть.

Как только с СМП уйдут тяжелые льды, ПЭБ отбуксируют на Чукотку. Там он войдет в состав плавучей атомной теплоэлектростанции и сможет восполнить исключенные из эксплуатации энергоблоки Чаунской ТЭЦ и Билибинской АЭС.

По планам Росатома, первые киловатты «Академик Ломоносов» выдаст накануне нового, 2020 года. Но, независимо от достижений, этот агрегат не станет серией. По словам руководителя разработчика проекта, генерального директора – главного конструктора ЦКБ «Айсберг» Александра Рыжкова, ПЭБ этого типа – всего лишь завершение долгостроя, который оказался заложником сложной экономической ситуации 90-х годов.

Проект хоть и достаточно современный, отвечающий всем требованиями безопасности, но судостроители нашли ему замену.

Все дело в том, что реакторная установка КЛТ-40С, которой оснащен «Академик Ломоносов», – техническое решение 20-летней давности. Такими реакторами оснащены работающие в Арктике ледоколы «Таймыр» или «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

– Реакторная установка КЛТ-40С обеспечивала работу на одной загрузке активной зоны до 3,5–4 лет, – рассказал Александр Рыжков. – Для атомных ледоколов это замечательно, но для энергетики, возможно, этого мало.

Для повышения автономности самого энергоблока предусмотрен целый комплекс хранилищ отработанного ядерного топлива и комплекс технических средств, с помощью которых можно менять топливо в реакторе. Таким образом, удалось увеличить время между буксировками на завод для среднего ремонта до 12 лет. По истечении этого периода агрегат выведут из эксплуатации.

Вместе с новым поколением ледоколов проекта 22220, три из которых под именами «Арктика», «Сибирь» и «Урал» строятся на Адмиралтейском заводе, появились новые реакторы «РИТМ-200». Их мощность 50 МВт, перезарядка топливом осуществляется раз в 8–10 лет. Только за счет продления службы топливных элементов себестоимость нового поколения ПЭБа снизится на 25–30 %, отмечают в Объединенной судостроительной компании (ОСК).

В ОСК и Росатоме работают над следующим поколением плавучих атомно-тепловых электростанций (ПАТЭС), которые будут компактнее, но при этом мощнее «Академика Ломоносова». Так, если длина последнего составляет 144 метра, то длина ПАТЭС будет всего 90 метров, немного сократятся его ширина и осадка. В зависимости от ситуации «новобранцев» могут оснащать одним или двумя реакторами «РИТМ-200», то есть мощность будет доходить до 110 МВт против 70 МВт у существующего образца.

Подробности разработки представят на форуме «Судостроение в Арктике», который пройдет в Архангельске в июне.

В дополнение к атомным электростанциям в ЦКБ «Айсберг» проектируют плавучий энергоблок на сжиженном природном газе, что может быть особенно актуально для «Газпром нефти» и «НОВАТЭКа». Его создают параллельно с проектами ледоколов, работающих на СПГ, под мощности от 80 до 200 МВт. Для сравнения: у ледокола на сжиженном газе предусмотрена мощность 40 МВт.

Источник: Красный Север


Возврат к списку