IX Международный форум

Арктика: настоящее и будущее

 05-07 декабря, 2019, Санкт-Петербург

ИСТОРИЯ: 2018 г. - VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ"

СМИ о форуме

Сотрудники МЧС принимают участие в работе международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

В Санкт-Петербурге проходит VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», посвященный новым векторам развития Арктической зоны РФ.

В мероприятии принимают участие более 2000 представителей из 40 российских регионов и 20 зарубежных стран.

МЧС России представляет на форуме специальную технику, беспилотные летательные аппараты, аварийно-спасательное оборудование, средства радиосвязи, водолазное оборудование.

В деловой программе форуме принял участие начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Эдуард Чижиков. Он докладывал о работе пожарно-спасательных подразделений в арктической зоне в ходе панельной сессии «Комплексное обеспечение безопасности в полярном регионе».

Тематика дискуссионных направлений форума охватывает все актуальные аспекты развития Арктики. Участники намерены совместно найти решения по различным актуальным вопросам.

Источник: МЧС России

Участие в VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

5-7 декабря 2018 года в Санкт-Петербурге в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» состоялся VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».

В работе VIII Международного форума приняла участие делегация Росрезерва во главе с руководителем агентства Д.Ю. Гогиным.

В состав делегации вошли руководитель Управления Росрезерва по Северо-Западному федеральному округу Н.М. Исхаков и директор ФГБУ НИИПХ Росрезерва С.Е. Уланин.

ФГБУ НИИПХ Росрезерва был представлен стенд, посвящённый Русской полярной экспедиции Академии наук 1900-1902 гг. под руководством Э.В. Толля и материалы о продолжении и развитии данного научного эксперимента по длительному хранению пищевых продуктов и промышленных товаров в вечной мерзлоте на полуострове Таймыр.

Источник: НИИ проблем хранения Росрезерва

Корабелка на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

С 5 по 7 декабря в Санкт-Петербурге прошел VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».

От Мурманска до Камчатки – двухдневная деловая программа форума «Арктика: настоящее и будущее» собрала на площадке конгрессно-выставочного центра «Эспофорум» более двух тысяч делегатов со всей России.

На полях форума актуальные вопросы освоения Арктики и Северного морского пути обсуждали представители 11 министерств, 16 ведомств, законодательных органов власти федерального и регионального уровней, эксперты из России и зарубежных стран. География иностранного представительства на форуме охватывает 24 государства, в том числе все страны Арктического Совета.

Центральным событием форума стало пленарное заседание «Будущее создается сегодня: новые векторы развития Арктической зоны РФ», которое открыл Президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента России в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

В работе форума активное участие принял Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

На специализированной выставке, проходившей в рамках форума была представлена экспозиция подводных аппаратов, разработанных совместно компанией «Океанос» и СПбГМТУ.

В рабочей сессии «Потенциал российских верфей: обновление флота и новые технологии» приняли участие ректор СПбГМТУ Глеб Туричин и директор Центра арктических инновационных технологий СПбГМТУ Анатолий Алексашин.

В рабочей сессии «Разработка робототехнических и беспилотных технологий для Арктики» принял участие заместитель начальника Управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ Алексей Блинков.

Одним из ключевых вопросов дискуссионной программы Форума стала обновленная редакция законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации. Предполагается, что этот документ будет положен в основу правового регулирования развития Арктики.

На рабочих сессиях в рамках Форума обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с Арктической зоной России: экологическая безопасность и защита интересов коренных жителей Севера, подготовка кадров, работа с молодежью и развитие наставничества, сохранение культурного наследия, поддержка предпринимательства, развитие технологий, цифровизация экономики, международное неправительственное взаимодействие и многое другое.

Партнерами VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» выступили ПАО «Газпром Нефть», ПАО «Норильский никель», Концерн военно-космической обороны «Алмаз-Антей».

Источник: Международный общественный фонд культуры и образования

Руководители ФГУП «РосРАО» приняли участие в международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Генеральный директор ФГУП «РосРАО» Владимир Лузин и директор Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами «ДальРАО» – филиала ФГУП «РосРАО» Константин Сиденко посетили VIII международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который проходит в Санкт-Петербурге с 5 по 8 декабря.

Руководители предприятия приняли участие в пленарном заседании, темой которого стало будущее развития Арктической зоны, а также в панельной сессии на тему «Накопленный экологический ущерб в Арктике: завтра будет поздно».

Участие в форуме руководителей «РосРАО» во главе с генеральным директором является традицией для предприятия. Ежегодно на форуме поднимаются важнейшие вопросы по развитию опорных зон арктических регионов, механизмов государственной поддержки и практических аспектов деятельности в Арктике. На предыдущих форумах Владимир Лузин выступал с докладами об экологических проблемах и значимости реабилитации территорий Арктической зоны, а также накопленных компетенциях ФГУП «РосРАО» по решению этих задач.

Мероприятие является международным – участие в нем принимают делегаты из 40 регионов России и 20 стран мира. Специалисты и ученые представляют результаты своих исследований, рассказывают об опыте, проблемах и главное их решении.

Источник: ФГУП «РосРАО»

VIII Международный форум «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

С 5 по 7 декабря 2018 г в Санкт-Петербурге прошел VIII Международный форум «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ», организатором которого является Межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников».

Первый день Форума посетил директор ФГБУ «ВНИИ Экология» Сергей Фокин. Он выступил на панельной сессии «Накопленный экологический ущерб в Арктике: завтра будет поздно» с докладом «Реализация мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне Российской Федерации».

Деятельность ФГБУ «ВНИИ Экология» в рамках реализации мероприятий по ликвидации накопленного вреда осуществляется по трем направлениям:

- ведение информационной базы реестра объектов накопленного вреда окружающей среде по поручению Минприроды России;
- управление, мониторинг выполнения Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнений и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-р;
- управление реализацией проекта и мониторинг мероприятий приоритетного проекта «Чистая страна» в 2017-2018 годах.

На сегодняшний день в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде включен 121 объект, из них 16, выявленных на территории Арктической зоны Российской Федерации:

- Тринадцать объектов в Мурманской области: 12 - затонувшие суда и металлоконструкции в акватории Кольского залива и 1 объект - пометохранилище бывшего ОАО «Птицефабрика «Снежная»;
- Один объект в Республике Саха (Якутия) - место накопления металлолома в п. Тикси Булунского района;
- Два объекта в Ненецком автономном округе - территория поселка Амдерма, включая акваторию реки «Без названия» и акваторию порта.
На данных объектах накоплено более 360 тыс. тонн отходов на земле общей площадью более 2 тыс. га и акватории площадью 206 кв. км (акватория Кольского залива). При участии Института за последние годы были реализованы следующие природоохранные проекты на территории Арктической зоны:
- Пилотный проект «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива» (Мурманская область);
- Выполнение первого этапа работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Государственного природного заповедника «Ненецкий» и восстановление естественных ландшафтов в дельтовой части р. Печора на прилегающей особо охраняемой природной территории;
- Ликвидация накопленного вреда на Архипелаге «Земля Франца-Иосифа» (в рамках заключенного контракта в 2016 году);
- Ликвидация нефтяного загрязнения в водоохранной Зоне ручья Кузнецов (Мезенский район, Архангельская область).

Источник: ФГБУ «ВНИИ Экология»

Наталья Михальченкова: «В законопроекте по развитию Арктической зоны Российской Федерации необходимо учесть интересы молодежи»

Законопроект по развитию Арктической зоны России необходимо дорабатывать таким образом, чтобы в нем были учтены интересы молодежи. Об этом заявила зампред Правительства Коми Наталья Михальченкова на заседании рабочей секции «Молодежь Арктики-будущее макрорегиона» VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге.

Как отметила Наталья Михальченкова, привлечение молодежи к реализации новых арктических масштабных проектов становится одной из первостепенных задач, для ее решения потребуется законодательное закрепление новой системы экономических стимулов и социальных гарантий, которая вберет в себя старые меры индустриального времени и новые стимулы.

– В частности, на мой взгляд, нужно сформировать новые и продолжить поддерживать наиболее результативные мероприятия грантовой поддержки молодежных проектов и инициатив, заявляемых для реализации в Арктической зоне России по направлениям социально-культурной, научно-образовательной и профессиональной самореализации молодежи, - отметила Наталья Михальченкова.

Также она выступила с инициативой провести в Воркуте Форум малых городов Арктики.

– Воркута – уникальный город на Крайнем Севере, в котором тесно переплетены непростые судьбы многих людей, сумевших в свое время противопоставить крайне неблагоприятным климатическим условиям огромное желание создать в Заполярье цивилизованный город с развитой инфраструктурой и достойным уровнем жизни, - подчеркнула вице-премьер. - В 2014 году Воркута включена в сухопутную часть Арктической зоны страны, а в 2017 году получила статус опорной зоны Арктики. Поэтому именно Воркута может принять Форум малых городов арктической территории, чтобы обсудить и сформулировать меры стимулирования молодых людей из числа студентов, работающей молодежи и других представителей поколения молодых жить и развивать Арктику.

Кроме этого, Наталья Михальченкова обратилась к участникам форума с предложением поддержать Международный культурно-образовательный проект «Таланты Арктики. Дети». Напомним, он впервые был проведен в этом году на базе санатория «Черноморская зорька» в Анапе. С инициативой реализовать первый в сфере образования проект для детей коренных народов Арктической зоны выступило Федеральное агентство по делам национальностей. Он реализуется совместно с Ассоциацией деятелей культуры по поддержке и развитию талантливой молодежи (Ассоциация «Талантливая молодежь»), Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», Благотворительного фонда поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации и ПАО «Лукойл». Также в реализации образовательного блока этого проекта принимали участие преподаватели и студенты СГУ им. Питирима Сорокина.

Планируется, что образовательная программа будет проводиться ежегодно с участием экспертов из Группы по устойчивому развитию при Арктическом совете.

Источник: ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»

В Петербурге завершился VII Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее»

5-6 декабря 2018 года Международный форум «Арктика: Настоящее и будущее» в восьмой раз собрал представителей власти, государственных и коммерческих организаций, учебных и научно-исследовательских институтов для обсуждения перспектив и совместного поиска решений существующих сегодня задач для Арктического региона России.

Форум традиционно проходит в конце года под эгидой «Ассоциации полярников» (АСПОЛ), государственной комиссии по развитию Арктики и поддержке партии «Единая Россия». В 2018 году в работе форума приняли участие более 2000 делегатов. На сегодняшний день это крупнейший форум, связанный с развитием Российской Арктики.

Открыл пленарное заседание «Будущее создается сегодня: новые векторы развития Арктической зоны РФ» бессменный президент АСПОЛ, специальный представитель Президента России в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

АО «НПП ПТ «Океанос» совместно с СПбГМТУ являются постоянными активными участниками форума. Уже в шестой раз, мы представили свои передовые разработки подводных беспилотных аппаратов в рамках специализированной выставки.

Действительно жаркая дискуссия разгорелась в рамках рабочей сессии «Разработка робототехнических и беспилотных технологий для Арктики», где свои доклады по морским роботам представили Торопов Е.Е., главный конструктор АО «ЦКБ МТ «Рубин», и Алексей Блинков, заместитель начальника Управления оборонных исследований и разработок СПбГМТУ.

Владислав Занин, коммерческий представитель «Океанос»: «Форум Арктика является для нас своеобразным ежегодным отчетным мероприятием, в котором мы подводим итоги достигнутого в течение года. В этот раз мы представили полностью рабочий образец первого в России электрического подводного манипулятора с 6-тью степенями свободы. В отличие от многих наших конкурентов, мы не просто говорим об аванпроектах и планах на будущее, а создаем реальную технику».

В рабочей сессии «Потенциал российских верфей: обновление флота и новые технологии» приняли участие ректор СПбГМТУ Глеб Туричин и директор Центра арктических инновационных технологий СПбГМТУ Анатолий Алексашин.

Источник: АО «НПП ПТ «Океанос»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Северного морского пути реализуемы только при неуклонном соблюдении хорошо скоординированного, комплексного подхода к их воплощению. К такому выводу пришли участники конференции «Северный морской путь» - ключевого мероприятия VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», проходящего 5-7 декабря в морской столице России.

Выступая на конференции, собравшей представителей федеральных, региональных и коммерческих структур, связанных с Арктикой, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с существенным сокращением бюджетного финансирования раздела инфраструктуры СМП комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, что увеличивает риски невыполнения задачи роста грузоперевозок по Севморпути до 80 млн тонн к 2024 году, поставленной поручением Президента России.

По оценке заместителя главы Минтранса, строительство дополнительных атомных ледоколов не отменяет необходимость комплексной модернизации и подготовки всей инфраструктуры СМП к обеспечению кратного увеличения грузопотока по арктической транспортной артерии.

В соответствии со сформированным паспортом развития порта Сабетта, напомнил он, государство взяло на себя обязательство расширить акваторию порта, создать дополнительные льдозащитные сооружения, вдвое расширить подходной канал. Также необходимо обеспечить работу ФГУП «Гидрографическое предприятие» и выполнить ряд мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания по СМП в связи с интенсификацией судоходства.

В связи с увеличением крупнотоннажного флота на трассах Севморпути потребуется задействовать слабоизученные высокоширотные маршруты, пояснил Ю.Цветков. Сегодня флот ФГУП «Гидрографическое предприятие» обеспечивает осуществление промерных работ в объеме 34 тыс. приведенных километров, который необходимо увеличить до 70 тыс. приведенных километров в год. Для этого планировалось увеличить и размер предоставляемой гидрографам субсидии. Прямое отношение к обеспечению безопасности растущего судоходства по СМП также имеют финансовые источники пополнения арктического флота Морспасслужбы, строительства дополнительных лоцмейстерских и картографических судов.

Заместитель секретаря Совбеза Сергей Вахруков разделил озабоченность представителя Минтранса, отметив, что принципиальные вопросы обеспечения загрузки и функционирования СМП необходимо решать комплексно. «Минтранс должен жёстко ставить проблему, кто бы ни отвечал за СМП, иначе мы не достигнем роста грузооборота до 80 млн тонн к 2024 году»,- подчеркнул он.

Источник: Союз Транспортников России

ВМФ России модернизирует госпитальные суда к 2022 году

Важным направлением развития морской медицины станет восстановление технической готовности и модернизация госпитальных судов. Об этом заявил начальник медицинской службы Главного командования ВМФ России капитан I ранга Игорь Мосягин, выступая на VIII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее".

В настоящее время в составе ВМФ России формально числятся три госпитальных судна: на Тихоокеанском флоте – "Иртыш", на Северном флоте – "Свирь", на Черноморском флоте – "Енисей". Однако в реальности после проведения первого этапа модернизации задачи по предназначению выполняет только "Иртыш", а два других судна ждут ремонта.

"До 2022 года все три судна должны пройти капитальный ремонт и модернизацию и использоваться флотом как минимум до 2030 года", – цитирует ЦАМТО слова Игоря Мосягина.

Кроме того, он напомнил, что прорабатывается вопрос строительства новых госпитальных судов, а также применения новых судов тылового обеспечения в интересах медицинской службы флотов.

"Госпитальные суда можно использовать не только по прямому назначению – то есть для медицинского обеспечения группировок сил в дальней морской зоне, но и для оказания помощи населению при гуманитарных катастрофах в труднодоступных населенных пунктах на островах и побережье, персоналу на объектах морской деятельности в Арктическом регионе, а также для медико-психологической реабилитации летного состава морской авиации при длительных походах", – добавил Игорь Мосягин.

Ранее в Минобороны РФ утверждали, что госпитальные суда "Свирь" и "Енисей" пройдут ремонт и вернутся в строй в 2018 и 2019 годах соответственно.

Модернизация существующих плавучих госпиталей позволит продлить их срок службы до ввода в строй новых судов такого типа, рассказал изданию источник в отрасли, знакомый с ситуацией. Соответствующий проект создает КБ "Вымпел" в рамках работы над ОКР "Платформа-ДТО" (департамент транспортного обеспечения – ред.) для вспомогательного флота ВМФ.

Он предполагает создание целой линейки судов разных типов: на единой модульной платформе разработают килектор, танкер, универсальный сухогруз, госпитальное судно и плавмастерскую. "Вымпел" до конца 2018 года завершит техпроект многофункциональной платформы. Проектам присвоили номера с 23480 и далее.

Источник: Mil.Press FLOT

Северный Форум на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее»

На VIII Международном Форуме «Арктика: настоящее и будущее» Исполнительный директор Северного Форума Михаил Погодаев модерировал работу секции «В поисках стабильности: международное сотрудничество в Арктике» где также представил доклад «Роль международного межрегионального сотрудничества в обеспечении устойчивого развития Арктики: опыт международной организации северных регионов «Северный Форум».

Михаил Погодаев выступит, также, в секции «Межрегиональное взаимодействие и потенциал неарктических регионов» с докладом «О межрегиональном сотрудничестве в рамках Северного Форума по арктическим вопросам с неарктическими регионами».

В своих докладах Исполнительный директор раскрывает стратегическую миссию и концепцию международной организации Северный Форум, который является самой крупной постоянно действующей площадкой международного межрегионального сотрудничества для всех регионов и лиц, заинтересованных в арктической повестке. Здесь стоит отметить, что постоянными наблюдателями Арктического Совета, самой авторитетной организации в Арктике, являются далеко не только северные страны, но и такие как Индия, Сингапур, Китай, Япония, Республика Корея.

Арктическая повестка актуальна даже в тропиках и причин тому много – важнейшими являются огромные запасы полезных ископаемых, транспортные коридоры и климатические изменения в Арктике.

Международный Форум «Арктика: настоящее и будущее» организуется Международной общественной организацией «Ассоциацией полярников» под председательством депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член-корреспондента Российской Академии наук, Героя Советского Союза и России Артура Чилингарова, проходит в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМ» города Санкт-Петербург (Россия), 5-7 декабря 2018.

Форум зарекомендовал себя как авторитетная дискуссионная площадка, которая способствует решению актуальных вопросов развития Арктики через диалог с гражданским обществом.

Общественная роль Форума получила признание и для общероссийской повестки, и для развития международного сотрудничества.

Обширная дискуссия на площадке протекает в ходе 8 параллельных потоков дискуссий в рамках различных рабочих форматов – пленарных заседаний, рабочих сессий, круглых столов.

Ежегодно участие в работе форума принимают более 2000 человек – представители 40 российских регионов и 20 зарубежных стран. В 2018 году свои предложения на Форуме представили более 350 спикеров.

По окончании форума будут подведены ежегодные итоги арктической повестки и в марте будущего года будет выпущена общественная резолюция за 2018 год.

Источник: Северный Форум