СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ ФОРУМА:

XIII Международный форум

7–8 декабря 2023 года, Санкт-Петербург

Арктика: настоящее и будущее

СМИ о форуме

ВИДЕОРЕПОРТАЖИ

НОВОСТИ

В Совбезе РФ исключили наличие источников потенциальных конфликтов в Арктике

Арктика на сегодняшний день является территорией мира, заявил в ходе пленарного заседания VIII Международного форума "Арктика: Настоящее и будущее" заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Сергей Вахруков. По его словам, источников для конфликтов в этом регионе в настоящий момент нет.

"Мы прекрасно понимаем, что Арктика - это территория мира и диалога, мы отдаем себе отчет, что потенциальных источников конфликтов в Арктике сегодня нет, и их там не должно быть", - сказал Вахруков.

По его словам, развитие Арктики в первую очередь связано с "широким обеспечением и развитием международного сотрудничества".

Форум "Арктика: Настоящее и будущее", организатором которого выступает Ассоциация полярников, проходит в Санкт-Петербурге с 5 по 7 декабря. Его участники будут обсуждать вопросы защиты экологии северных регионов, развития инфраструктурных проектов, защита прав коренных народов, молодежная политика в Арктике, подготовка кадров. В работе принимают участие около 2 тыс. человек из арктических регионов России и более чем 20 других стран, в том числе всех стран - участниц Арктического совета.

Источник: ТАСС

 

Россия намерена нарастить вылов в водах Арктики

Россия намерена нарастить объем добычи водных биоресурсов в национальных водах Арктики на 30%. Это планируется сделать в первую очередь за счет освоения сайки, моллюсков, иглокожих и водорослей. Об этом сегодня, 6 декабря, заявил замруководителя Росрыболовства Василий Соколов на VIII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», сообщили в ведомстве.

По его словам, в настоящее время в водах Арктики добывается 250−260 тыс. тонн водных биоресурсов. В перспективе планируется увеличить вылов на 80−100 тыс. тонн

«Для этого необходимо разработать технологии по переработке в востребованный на рынке продукт. Но рыбную продукцию надо не только производить, но и продвигать её на рынке», — считает Соколов.

Отметим, основной промысел в Арктике осуществляется в Баренцевом море (около 90% общего улова). В Белом море ежегодно осваивается 2−3 тыс. тонн — около 1%. Вылов во всей остальной части арктических морей составляет не более 15%.

Как сообщало ИА REGNUM, основной артерией грузопотоков в Арктической зоне является Северный морской путь (СМП). Объем перевозок по нему в прошлом году составил 9,9 млн тонн, увеличившись за последние три года в 2,5 раза.

Источник: ИА REGNUM

 

Россия выступает за решение проблем Арктики через конструктивный диалог

Россия выступает за решение проблем Арктики с опорой на ценности конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Россия последовательно выступает за решение насущных проблем Арктики с опорой на ценности конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества в интересах обеспечения ее безопасного и стабильного будущего", - говорится в послании Лаврова участникам VIII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее", опубликованном на сайте МИД России.

Лавров также отметил, что полезный вклад в формирование положительной арктической повестки дня, продвижение российских приоритетов на этом направлении неизменно вносит Международный форум "Арктика: настоящее и будущее".

Ранее командующий Северным флотом России адмирал Николай Евменов заявил, что военное присутствие НАТО в Арктике в ближайшее время будет расти, в связи с этим увеличится риск конфликтов в этом регионе. По его информации, растут масштабы разведки и учений НАТО в Норвегии и Норвежском море. В частности, в последнее время близ границ России в Арктике активно работают новый разведывательный корабль "Марьята" и корабль гидроакустической разведки "Эгер" ВМС Норвегии, с норвежских баз взлетают самолеты патрульной авиации Poseidon ВМС США.

Источник: РИА Новости

 

Командующий СФ отметил попытки неарктических стран получить доступ к ресурсам региона

Доступ к ресурсам и транспортным коммуникациям Арктики пытаются получить страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям, заявил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.

"В настоящее время в Арктику, к ее ресурсам и транспортным коммуникациям пытаются также получить доступ страны, не имеющие непосредственного выхода к приполярным областям. В их числе - Япония, Китай, Южная Корея, Индия, ряд европейских государств, а также Бразилия", - сказал Евменов на панельной сессии "Комплексное обеспечение безопасности полярного региона" в рамках VIII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее".

В ходе выступления командующий отметил, что "проблемы политического и экономического характера в арктическом регионе обусловлены постепенным превращением Арктики в один из мировых центров добычи углеводородов и мощный узел международных транспортных коммуникаций".

"Заинтересованность многих экономически развитых государств в исследованиях и перспективной разработке природных месторождений арктического шельфа неизбежно приводит к возникновению между ними противоречий, которые при определенных условиях могут перерасти в вызовы и угрозы национальным интересам Российской Федерации", - добавил адмирал Евменов.

Только в этом году в Арктике, кроме российских, проводили исследования ледоколы Южной Кореи, Швеции, Германии, США и Китая с научными экспедициями более чем из 10 стран, что ясно показывает, насколько большое значение придается арктическому региону мировым сообществом.

Источник: Интерфакс

 

Russia gives nuclear group control of Arctic sea route

Russia plans to hand control of shipping through the Arctic Northern Sea Route to Rosatom as the state-run nuclear group seeks to become the sole operator of one of the world’s emerging trade arteries.

Russia’s parliament voted on Tuesday to give the company, which has a nuclear-powered icebreaker fleet, control over infrastructure, access, security and shipping in the northern waterway as it seeks to introduce year-round shipments within the next decade. The route would roughly halve sailing times from Europe to China.

The transport ministry will retain an administrative role and will issue shipping permits in conjunction with Rosatom.

The Northern Sea Route stretches from the Bering Strait between Russia and the US along the far north of Russia to its exit close to Norway. Unusually high temperatures inside the Arctic Circle have caused the ice sheet to shrink by 13 per cent over the past decade, according to Nasa data, increasing access for shipping.

The waterway is a potential geopolitical flashpoint. Global shipping companies, including Maersk, have conducted trials of its viability while Russia has upgraded mothballed military bases in the Arctic region and established new sites. Arctic countries are also competing over the region’s potentially vast hydrocarbon resources.

Shifting control from Russia’s transport ministry to Rosatom, which builds and operates the country’s nuclear power plants, is seen as a way to modernise the sea route. It was widely used in Soviet times but then neglected until a few years ago when energy projects in the Arctic began to produce oil and gas.

Using Russia’s Arctic waters to travel between Europe and Asia instead of the far longer route through southern seas and the Suez Canal could save freight companies about $1m per trip and weeks of travel time, according to shipping industry experts.

Under the plan, Rosatom will run a fleet of icebreakers to pilot freighters along the route, which is frozen for six to seven months of the year.

“We want to be like Yandex taxi for icebreakers in the Arctic,” Maxim Kulinko, deputy head of Northern Sea Route directorate at Rosatom, told the FT, referring to Russia’s most popular ride-hailing app.

“There should be icebreakers available along the route for anyone to call up and get it to accompany a ship,” he said. “When the line works regularly, that’s when you have year-round shipment.”

The Russian state would provide 50 per cent of the financing for the initiative, with the remainder coming from Rosatom and fundraising, Mr Kulinko added.

Rosatom is building eight new icebreakers and expects them all to be operational by the early 2030s.

“Based on our estimates, year-round shipments require at least five LK60 icebreakers, three Leader icebreakers, and four LNG-run icebreakers. This is possible around the year 2030-31,” Mr Kulinko said at a recent conference on the Arctic region in St Petersburg.

What is important is the vector, the ambition, and not so much whether we hit the mark in 2024 or 2030,” said Sergei Buyanov, head of the Central Research and Development institute of the Russian navy.

Russian companies such as nickel producer Norilsk Nickel, gas company Novatek and oil group Gazprom Neft already use the route. They accounted for the bulk of the 10.7m tonnes of cargo transiting through it last year — a total that was up more than 40 per cent on 2016.

Total cargo using the waterway is expected to reach 18m tonnes this year and 29m tonnes in 2019, according to Rosatom estimates, after Novatek ramped up LNG production at its flagship Arctic gas liquefaction plant, Yamal LNG, and crude production was increased at Gazprom Neft’s Novy Port field.

Officials from neighbouring countries told the FT they would wait and analyse Russia’s experience with the route before introducing their own operations.

“We have very large shipping industries that will follow this very closely,” said Bard Ivar Svendsen, ambassador for Arctic and Antarctic Affairs at Norway’s foreign ministry. “There aren’t a lot of ships that have done this route, and I think we need more experience with it before we can say how effective and how successful it will actually be. This is potentially very, very interesting.”

Bjorn Lyrvall, ambassador for Arctic Affairs at Sweden’s foreign ministry, said the route could have potential for shipments of Swedish iron ore to south-east Asia.

“But obviously there is more work that needs to be done before we are there. You have to have predictability and availability of the route. [There are] insurance costs,” he said.

Achieving year-round shipments would make the Northern Sea Route competitive with rivals such as Suez, said Sergei Vakhrukov, deputy secretary of Russia’s Security Council.

“NSR is no Suez. The latter . . . lies in different latitudes,” said Mr Vakhrukov. “Without the proper nuclear icebreakers, navigation is possible only in the summer or fall period, which is only five to six months and does not make the route economic. We need year-round navigation, only then can it compete.”

Источник: Financial Times

 

Арктика в ожидании

Последнее десятилетие для Арктической зоны РФ - время ключевых решений и больших проектов, роста роли Северного морского пути (СМП). Однако все чаще можно слышать упреки в том, что проработка законодательной базы, которая могла бы способствовать развитию региона, значительно опаздывает. Об этом говорили эксперты VIII Международного форума "Арктика: Настоящее и будущее", который завершил свою работу в городе на Неве.

Сегодня роль СМП - национальной транспортной магистрали страны - сложно переоценить, полагает "главный полярник страны", первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.

По прогнозам замдиректора дирекции СМП Максима Кулинко, объем грузоперевозок по СМП в 2019 году возрастет на рекордные 60 процентов по сравнению с 2018-м и достигнет 30 миллионов тонн. В будущем СМП "грозит" стать реальной альтернативой Суэцкому каналу - первый путь на 11 дней короче второго - 34 дня против 23, если сравнивать перевозку груза от Южной Кореи до Германии. В следующем году госкорпорация "Росатом" планирует приступить к разработке плана комплексного развития инфраструктуры СМП. В этот план должны попасть и те проекты, которые будут реализовываться на прибрежных и арктических территориях, тем самым будут скоординированы действия всех участников Арктической зоны, сообщил эксперт. Будет обеспечено круглогодичное движение судов в этом регионе за счет увеличения состава собственного ледокольного флота к 2035 году - к этому сроку флот Росатома включит пять универсальных атомных ледоколов 60 МВт, три ледокола "Лидер", четыре ледокола на СПГ, продолжится эксплуатация ледокола "50 лет Победы".

Очевидно, что Арктика - это не только транспортная артерия, но и огромные территории, занимающие 20 процентов земель только нашей страны. Как отметил представляющий Минприроды Дмитрий Шишкин, пока что все развитие Арктики сводится к освоению минерально-сырьевой базы, которая формирует 96 процентов грузопотока по СМП. В Арктике находится 70 процентов мировых запасов углеводородов в мире, и уже сейчас 90 процентов российского экспорта составляет продукция с северных широт, уточняет Михаил Слипенчук, вице-президент Ассоциации полярников.

Однако, несмотря на очевидную значимость региона, вопросы, связанные с ним, не решаются долгие годы.

Пока что все развитие Арктики сводится к освоению минерально-сырьевой базы, которая формирует 96 процентов потока по Севморпути

- Новые проблемы в Арктике появляются раньше, чем мы успеваем решить предыдущие. Мы бесконечно говорим одно и то же, и говорим, конечно, все правильно, но дальше ничего не происходит. В законе об Арктике, который мы пытаемся принять уже 15 лет, должны быть ответы на все вопросы, связанные с проживанием в условиях Крайнего Севера, - утверждает Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера.

По мнению спикера, в настоящий момент не решены вопросы арктического районирования, оленеводства, защиты экобаланса северных широт, существования коренных народов и соцполитики в целом.

- Например, строительство зданий здесь в два-три раза дороже, чем в других регионах. Поэтому содержание пенсионеров в Арктике нецелесообразно. По хорошему, их следовало бы переселять в среднюю полосу страны, а для этого там нужно строить дома и выделять участки под ИЖС. На место пенсионеров, в их квартиры будут переселяться специалисты, готовые работать и жить в Арктике, - полагает эксперт.

Однако готовность в данном случае - вопрос открытый. Сегодня только два процента выпускников профильных учебных заведений остаются работать в Арктическом регионе.

- То молодое поколение, которое лучше адаптируется в условиях работы в Арктике, оказывается за бортом арктических предприятий, что ограничивает развитие всех задействованных сторон, - отмечает Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Сегодня отсутствует федеральная поддержка предпринимательства - из 100 зарегистрированных предприятий до одного года доживают 50, а за пять лет перестают существовать 75 предприятий из сотни компаний Арктической зоны России.

Изменить ситуацию должен законопроект по развитию Арктической зоны, который необходимо дорабатывать таким образом, чтобы были учтены интересы всех участников социально-экономических процессов на Крайнем Севере.

- Именно поэтому он до сих пор не принят Госдумой, - объясняет первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко.

Чтобы ускорить процесс, эксперты предлагают простое решение: поставить экономику во главе политики. Может быть, тогда большинство вопросов, касающихся обустройства Арктического региона, наконец-то найдут свои ответы.

Ольга Кузнецова, заместитель губернатора Мурманской области:

- Недра Кольского полуострова содержат значительные запасы редких и редкоземельных металлов (РЗМ). В их числе Африкандовское месторождение перовскит-титаномагнетитовых руд и месторождение Аллуайв, содержащее уникальные эвдиалитовые руды. В ходе рабочего визита в Мурманскую область заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Беспрозванных был сделан вывод, что в России практически отсутствует отрасль производства этих материалов, необходимых для высокотехнологичной промышленности. Нет разделительных мощностей, позволяющих выпускать редкие и редкоземельные металлы. Именно по этой причине буксуют проекты по переработке фосфогипса и получению РЗМ-концентратов. Данную ситуацию нужно менять системно и как можно быстрее, пока на рынке еще есть люди и предприятия, которые хотят этим заниматься. В ближайшее время в Минпромторг России будет представлен проект стратегии развития отрасли РЗМ.

Евгений Никора, вице-губернатор Мурманской области:

- В прошлом году за счет бюджета региона разработан проект по рекультивации хранилища отходов бывшей птицефабрики "Снежная", который получил одобрение на федеральном уровне и включен в состав национального проекта "Экология". Общая стоимость работ по этому проекту, рассчитанному на три года, составляет 462 миллиона рублей. Работы по рекультивации начнутся в 2019 году. Что касается свалок, то 22 таких объекта вошли в утвержденный правительством Мурманской области план. Сегодня разрабатываются проекты дальнейшей ликвидации свалок. Для рекультивации масштабных объектов планируется привлечь средства из федерального бюджета.

В ходе форума также шла речь об экологических аспектах освоения Арктики. Один из важных вопросов - перевалка нефти в Кольском заливе, который является водоемом первой рыбохозяйственной категории. Сейчас нефть перегружается на рейдовый перевалочный комплекс "Норд", расположенный в акватории залива. Это увеличивает вероятность аварии с возможным разливом нефти - такая угроза может возникнуть при столкновении какого-либо судна с нефтеперевалочным комплексом. Например, в 2016 году теплоход с грузом цветного металла потерял управление из-за остановки главного двигателя и едва не врезался в "Норд". Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин выступил на форуме с предложением перевести на берег перевалку нефти в рамках инфраструктуры, которая появится в ходе строительства Мурманского транспортного узла. Этот способ более затратный, но существенно более безопасный как для окружающей природной среды, так и для мореплавания в заливе.

Помимо предотвращения возможных разливов нефти в Кольском заливе, на форуме обсуждался вопрос ликвидации в Заполярье накопленного экологического ущерба. Многие вопросы остаются нерешенными. В Кольском заливе остаются десятки затонувших судов, поднять которые пока невозможно. Кроме того, затонувшее имущество необходимо признать бесхозяйным. Это вопрос федерального уровня, но неясно, кто будет исполнителем. Правила учета бесхозяйных судов до сих пор не разработаны.

Источник: Российская газета

 

Как заинтересовать молодежь оставаться в Арктике

Население арктических регионов страны сократилось на 30 тысяч человек только за последние четыре года. Уезжают преимущественно люди трудоспособного возраста, а чаще всего молодежь. Между тем будущее макрорегиона именно за подрастающим поколением. Как заинтересовать молодых людей не покидать родные края, обсудят на одной из площадок VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

НА СЕВЕРЕ МЕДВЕДИ ПО УЛИЦАМ НЕ ХОДЯТ

Для большинства арктических регионов характерны общие трудности, которые препятствуют их развитию, считает глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. «Только в период с 2014 по 2017 год численность постоянного населения, проживающего в российской Арктической зоне, сократилась с 2 миллионов 400 тысяч до 2 миллионов 371 тысячи человек. Мы видим, что постоянно идет отток населения из Арктической зоны», — приводил данные сенатор на выездном заседании комитета в Мурманске. Общие проблемы и решать нужно комплексно, уверен депутат Госдумы от Мурманской области Алексей Веллер. «Чтобы заинтересовать молодежь оставаться в Российской Арктике, нужна всеобъемлющая и конкретная государственная программа — отдельными мерами эту проблему не решить», — полагает он. У молодых политиков есть свои предложения на этот счет.

Первое и главное — развитие инфраструктуры, убеждена председатель Молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева. Юноши и девушки хотят жить там, где есть все необходимое, в том числе и для досуга, — кино, театры, развлекательные центры. А для молодых семей критически важны социальные объекты для детей — детские сады, школы, поликлиники. Поэтому сегодня необходимо реализовывать больше проектов, связанных с инфраструктурным обустройством Севера, предлагает Воропаева. «Чтобы молодые люди понимали, что в арктических регионах жить не страшно — там медведи по улицам не ходят… Что касается «подъемных пособий», мы уже пробовали такой эксперимент, и работает он далеко не везде. К примеру, на Сахалине молодым специалистам из других регионов предлагают дополнительные пособия и квартиры, а люди все равно не едут», — рассказала Воропаева. По ее мнению, среди молодых россиян необходимо проводить информационную кампанию относительно преимуществ жизни на Севере. Так, бюджетники в арктических регионах получают по 70-80 тысяч рублей в месяц, тогда как во многих субъектах Центральной России — по 15-20 тысяч. «Для многих эта информация показалась бы интересной, молодежь зачастую даже не знает о таких возможностях. А нефтяные и газовые компании, ведущие деятельность на Севере, в свою очередь, должны активнее заниматься подбором персонала, подробнее рассказывать о себе и о преимуществах работы в этих структурах», — отметила глава Молодежного парламента.

Она добавила, что меры поддержки молодых людей, проживающих в арктических регионах Российской Федерации, могут быть также включены в национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года, поручение о разработке которой президент Владимир Путин дал Правительству.

В ЧЁМ ЗАЛОГ ВОЗВРАЩЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В РЕГИОНЫ?

Молодые политики, со своей стороны, стараются также активно помогать подрастающему на Севере поколению. Так, сегодня местные молодежные парламенты созданы во всех арктических регионах России.

Интересный опыт работы у палаты будущих законодателей из Ненецкого Автономного округа. «Округ у нас относительно небольшой по количеству населения в сравнении с другими регионами Арктики, 43 997 человек, — рассказала член общественной молодёжной палаты при Собрании депутатов НАО Светлана Бадьян. — Из них примерно 9 тысяч 230 человек в возрасте от 14 до 30 лет».

Мария Воропаева, председатель Молодежного парламента при Госдуме.
Юноши и девушки хотят жить там, где есть все необходимое, в том числе и для досуга, - кино, театры, развлекательные центры. А для молодых семей критически важны социальные объекты для детей - детские сады, школы, поликлиники. Поэтому сегодня необходимо реализовывать больше проектов, связанных с инфраструктурным обустройством Севера».

Важная особенность Ненецкого автономного округа — отсутствие на его территории высших учебных заведений. В связи с этим многие молодые люди уезжают учиться в другие регионы, чаще всего в Санкт-Петербург. «В представительстве НАО в Санкт-Петербурге одним из направлений деятельности является работа с молодежью из округа, обучающейся в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, — рассказала Бадьян. — Для нас, как и для многих других арктических субъектов, остро стоит вопрос о возвращении молодежи домой, привлечении молодых профессионалов». Поэтому члены общественной молодежной палаты активно пропагандируют формы приема в ВУЗы по востребованным для региона профессиям, гарантирующим трудоустройство и социальную защиту. Благодаря этому дети из далёких ненецких сёл, поступая в институты в других регионах страны, могут быть уверены в своем будущем, отметила она.

Особое внимание молодые законодатели субъекта уделяют просветительской и разъяснительной работе в молодежной среде, направленной на повышение правовой культуры молодых избирателей и доступности общественно-политической информации. Так, в образовательных организациях регулярно проводятся встречи и «парламентские» уроки, направленные на формирование активной гражданской позиции молодежи округа. «В мае прошлого года на базе Ненецкого аграрно-экономического техникума им. В.Г. Волкова прошли молодежные парламентские слушания. Их итогом стала резолюция с предложениями по совершенствованию молодежной политики, направленная в адрес молодежной палаты при Государственной Думе», — сообщила Бадьян.

Проблемы подрастающего поколения Севера в этих регионах регулярно обсуждаются и на экспертном уровне. Так, в сентябре 2017 года при поддержке Собрания депутатов НАО специалисты провели межрегиональную конференцию «Молодежь и общество: время перемен». «В итоговую резолюцию были включены инициативы по регулированию деятельности волонтеров, финансовой поддержке молодых специалистов, приглашенных на работу в условиях Крайнего Севера, рассматривалось предложение о закреплении правового статуса координаторов молодежной политики в сельских поселениях. Участники конференции также выдвинули предложение о создании окружной государственной программы в сфере развития добровольческого движения», — рассказала она.

Для самой молодежи в Ненецком автономном округе проводят различные мероприятия, часть из них посвящена патриотическому воспитанию. В регионе сформирован свой календарь памятных дат — так, в феврале 2019 года в субъекте будут отмечать 100 лет со дня рождения уроженца НАО Алексея Калинина, члена экипажа Героя Советского Союза Николая Гастелло. «К этой дате планируется провести памятные мероприятия», — сказала Бадьян. Молодежь НАО, как и других арктических регионов страны, активно участвует во всех федеральных проектах Молодежного парламента при Госдуме — например, в округе стали традиционными акции «Тест по истории Отечества» и «Тест по истории Великой Отечественной войны».

В РОССИИ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ АРКТИКИ»

Свои интересные проекты есть и у «Молодой Гвардии Единой России». Как рассказал руководитель Архангельского регионального отделения «МГЕР» Станислав Косач, сейчас в регионе реализуются программы по поддержке молодых семей, ежегодно проводится конкурс «Лидеры Поморья» (победители получают возможность повысить свой профессиональный уровень благодаря наставничеству руководителей государственных органов и бизнес-структур, а также стать членами молодежного кадрового резерва Архангельской области), активно работает программа поддержки молодых предпринимателей «Ты — предприниматель», в рамках которой начинающих бизнесменов бесплатно учат навыкам управления, рассказывают о нюансах ведения отчетности и бухгалтерии. За время реализации программы обучение уже прошли более 2,5 тысячи молодых людей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. «Именно такая системная работа не только способствует развитию молодежи в регионе, но и увеличивает кадровый потенциал области, создает новые рабочие места для талантливых студентов и выпускников региона. Мне кажется, что благодаря таким программам можно полностью реализовать себя в родном крае, привлечь молодежь из других регионов и изменить свою жизнь к лучшему», — считает Косач.

Немало делается и для поддержки детей из арктических регионов, указал член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. Он напомнил, что резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2019 год объявлен Международным годом языков коренных народов. «Для России эта тема актуальна: в 28 регионах сегодня проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для сохранения их самобытных традиций и языков в стране проводят различные программы — только в следующем году запланировано 70 федеральных мероприятий, посвященных этой теме. А некоторые реализуются уже сейчас, к примеру Международный культурно-образовательный проект «Таланты Арктики. Дети», — говорит Шатохин. В рамках программы экспертам удалось собрать одаренных детей из Республики Коми, Карелии, Мурманской области, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Красноярского края в уникальном детском лагере в Анапе.

За время творческой смены на побережье Черного моря отдохнули 218 детей. Одной из ключевых целей мероприятия было сохранение языков коренных народов Севера. Образовательная программа включала съемки фильма из цикла «Арктическая сказка», журналистские мастер-классы и практикумы, хореографические постановки. К концу смены ребята подготовили ролики по мотивам северного фольклора — теперь продолжением проекта станет создание арктической медиашколы в Москве для одаренных детей из северных территорий.

«Мы намерены продолжать реализовывать проекты по поддержке молодых талантов Арктики и дальше», — заверил Дмитрий Шатохин.

Дмитрий Шатохин, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В 28 регионах сегодня проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для сохранения их самобытных традиций и языков в стране проводят различные программы - только в следующем году запланировано 70 федеральных мероприятий, посвященных этой теме. А некоторые реализуются уже сейчас, к примеру Международный культурно-образовательный проект «Таланты Арктики. Дети».

В Совете Федерации этой теме вообще уделяют серьезное внимание — при палате создан Совет по Арктике и Антарктике, подчеркнул заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов. «Что касается поддержки арктической молодежи, считаю, что необходимо разработать государственную программу «Дети Арктики» наподобие ранее существовавшей программы «Дети Севера», — сказал сенатор, добавив, что эту идею уже поддержала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

В МОЛОДЕЖНОМ ПАРЛАМЕНТЕ ПОЯВИТСЯ ГРУППА АРКТИЧЕСКИХ ПАРЛАМЕНТОВ

Продвигать интересы молодежи из северных районов страны будет группа арктических парламентов, которую сейчас формируют члены общественных молодежных палат арктических регионов при Молодежном парламенте Государственной Думы. Главная цель новой площадки — развитие диалога между арктическими регионами, популяризация деятельности молодежного парламентского движения, содействие в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи Арктической зоны, разработка проектов, направленных на прекращение оттока молодежи из этих субъектов.

«Молодежная палата НАО полностью поддерживает старших коллег в вопросе необходимости популяризации у молодежи интереса к Арктике. Мы хотим показать школьникам и студентам возможности достойной жизни, труда и самореализации в суровых условиях Севера, а также реальность профессионального роста и развития. Популяризация Арктики как достояния нашей страны, формирование позитивного имиджа деятельности России в Арктике — это ещё одна задача арктической группы молодёжных парламентов. Мы надеемся, что «Урок Арктики» в общеобразовательных организациях Арктических регионов станет таким же значимым, как и ежегодный «Урок мира», — пояснила Светлана Бадьян.

О том, чего не хватает юношам и девушкам, проживающим в арктических регионах России, будущие законодатели решили узнать от них самих — молодые парламентарии подготовили опрос для жителей субъектов, отнесенных к Арктической зоне страны. Опрос состоит из двух частей — экспертной и количественной. В экспертном блоке примут участие члены региональных молодежных парламентов, в количественном — граждане, проживающие на арктических и приравненных к ним территориях в возрасте от 14 до 36 лет. Запуск опроса через площадку Молодежного парламента при Госдуме планируется уже в ближайшее время.

Источник: Парламентская газета

1    2    3    4    5

Назад к списку новостей