VIII Международный форум

Арктика: настоящее и будущее

 05-07 декабря, 2018, Санкт-Петербург

ИСТОРИЯ: 2017 г. - VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ"

Премьер одобрил стройку века

15.08.2018

Премьер одобрил стройку века

Сегодня, 15 августа, в правительстве РФ сообщили о том, что премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о концессии с ООО «СШХ» по строительству Северного широтного хода на Ямале. Как передает корреспондент Znak.com, документ председатель правительства РФ подписал 8 августа за номером 1663.

Северный широтный ход — крупнейший проект развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ (Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево). Проект соединит Северную и Свердловскую железные дороги, оптимизирует грузовые потоки Уральского региона, перенаправит их на СШХ и освободит мощности Транссибирской магистрали под новые объемы грузов.

В правительстве Ямала напоминают, что необходимость строительства СШХ определена поручениями президента РФ и предусмотрена рядом документов стратегического планирования правительства РФ.

В зоне СШХ (300-километровая зона) находятся более 19 месторождений, ежегодный рост добычи жидких углеводородов на которых предусмотрен существующими планами недропользователей («дочки» «Газпрома», «Роснефти», «Новатэка» и другие), в перспективе формирующих грузовую базу СШХ.

Основной грузовой поток линии будет представлен главным образом углеводородным сырьем (газовый конденсат, ШФЛУ, побочные продукты добычи), следующим на экспорт, а также сырой нефти и полиэтилена, производимого на мощностях Новоуренгойского газохимического комплекса. В восточном направлении предполагается направление грузов освоения (ЖБИ, трубы, материалы и оборудование и так далее).

Модель и стоимость проекта

Модель проекта предусматривает его реализацию на основе федеральной концессии в рамках частной концессионной инициативы, где концедентом будет выступать РФ (в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта), а концессионером — специальная проектная компания, создаваемая с участием РЖД (в конце 2017 года в качестве компании-концессионера было создано ООО «СШХ» — совместное предприятие ОАО «РЖД» и ООО «Спецтрансстрой»).

Финансирование объектов инфраструктуры предполагается за счет средств участников проекта (РЖД, «Газпром» и правительство ЯНАО), а строительство новых — с привлечением средств частных инвесторов по концессионному соглашению. В число объектов, которые будут спроектированы и построены, входят: железнодорожная часть моста через Обь с подходами (более 50 млрд рублей); линейный участок Салехард — Надым (Хорей) (более 60 млрд рублей); ЖД-часть моста через Надым (более 1,5 млрд рублей).

Общая стоимость этих проектов составит более 110 млрд рублей, которые выделит концессионер за счет собственных и привлеченных средств. Кроме того, проект получит капитальный грант РФ.

РЖД за счет собственных средств профинансирует развитие железнодорожных подходов к СШХ на Северной и Свердловской железных дорогах общей стоимостью более 100 млрд рублей.

На реконструкцию участка Надым (Хорей) — Пангоды стоимостью 17,4 млрд рублей средства выделит «Газпром» как собственник этого участка.

Строительство автодорожной части моста через Обь оплатит бюджет ЯНАО. Автодорожная часть моста через Надым, как известно, построена и сдана в сентябре 2015 года.

По оценкам РЖД, общая стоимость проекта создания железнодорожной части СШХ составит более 235 млрд рублей. Сроки стройки — 2019–2022 годы с вводом в эксплуатацию СШХ в первом квартале 2023 года.

Объектам СШХ правительство Ямала в качестве господдержки предоставит льготы по налогу на имущество организаций. Соответствующий закон был принят в регионе в ноябре прошлого года. В число этих объектов попали: мост через Обь (2,4 км мостового перехода + 36,7 км железнодорожных подходов); ЖД-линия Салехард — Надым (353,3 км); ЖД-часть моста через Надым (1,3 км); реконструкция ЖД-участка Надым — Пангоды (104,1 км), ЖД-участка Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево (188,1 км) и участка Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги Северной железной дороги (1 667 км), включая железнодорожную станцию Обская.

Продолжение СШХ

В перспективе у Северного широтного хода появится продолжение — от линии Обская через Бованенково и до порта Сабетта. Они совместно с СШХ образуют транспортный коридор, который соединит транспортную систему страны с Северным морским путем (выход в порт Сабетта).

Как известно, линия Обская — Бованенково протяженностью 524 км уже построена.

Протяженность железной дороги необщего пользования «Бованенково — Сабетта» превысит 170 километров. Пропускная способность новой железнодорожной линии на пятый год эксплуатации составит 7 млн тонн; на 10 год — 14 млн тонн. Предусмотрено также перспективное развитие, при котором пропускная способность может быть увеличена до 35 млн тонн перевозимых грузов в год. Проект включает не только строительство самой железнодорожной линии, но и сопутствующей инфраструктуры — приемо-отправочных и сортировочных парков, узловой станции, локомотивного депо, вахтовых комплексов, пассажирских платформ и железнодорожного вокзала на станции Сабетта. Также предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, что важно для полуострова Ямал, и особые требования по безопасности транспортной инфраструктуры.

Хронология проекта

Идея строительства Северного широтного хода была презентована на совещании в Челябинске с участием президента РФ Владимира Путина в 2006 году. Правда, после этого она была законсервирована на долгие восемь лет. Только в феврале 2014 года была создана межведомственная рабочая группа по реализации проекта СШХ.

Летом 2014 года были подписаны четырехсторонние соглашения о сотрудничестве в организации железнодорожных перевозок по Северному широтному ходу с потенциальными грузоотправителями: «Новатэк», «Геотрансгаз», «Корпорация „Роснефтегаз“», «Новоуренгойский газохимический комплекс», «Газпромтранс», «Роспан Интернешнл».

В сентябре 2014 года началось строительство автодорожной части совмещенного мостового перехода через реку Надым.

В марте 2015 года на совещании у министра транспорта РФ Максима Соколова и губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина было объявлено об утверждении паспорта инвестиционного проекта «Создание железнодорожного Северного широтного хода „Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево“». Тогда же были определены цели и задачи СШХ, мероприятия и сроки реализации, участники и их обязательства, стоимость и источники финансирования, а также обозначена укрупненная организационно-правовая модель, которая предусматривает разделение проекта на подпроекты и схемы их реализации.

В сентябре 2015 года было открыто движение транспорта по автодорожной части моста через Надым. В том же году было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве по проекту «Создание и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования „Бованенково — Сабетта“». Спустя несколько месяцев было заключено соглашение о создании ЖД-линии «Бованенково — Сабетта» на условиях ГЧП.

В 2016 году на Ямале началась подготовка проектно-сметной документации ЖД-линии необщего пользования «Бованенково — Сабетта». В марте того же года правительство РФ выпустило распоряжение, которым включило мост через реку Обь в районе Салехарда в перечень крупных проектов с госучастием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ за счет средств Фонда национального благосостояния.

Летом 2016 года президент РЖД Олег Белозеров и гендиректор ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Сергей Храмагин на полях Петербургского международного экономического форума подписали соглашение о совершенствовании системы железнодорожных перевозок, в том числе на территории ЯНАО. Тогда же была создана рабочая группа по реализации проекта «Создание и эксплуатация новой железнодорожной линии необщего пользования „Бованенково-Сабетта“».

В октябре 2016 года правительство Ямала и РЖД заключили соглашение о совместной реализации СШХ.

В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение о совместной реализации инвестпроекта по строительству Северного широтного хода. В октябре того же года реализацию проекта одобрил первый вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович. В декабре ООО «СШХ» направило в правительство РФ предложение о заключении концессионного соглашения по проекту. В том же месяце РЖД выступили с частной концессионной инициативой по реализации проекта.

В феврале этого года премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о старте концессионной процедуры строительства СШХ и определил Минтранс органом, уполномоченным рассматривать это предложение.

В мае этого года глава Минтранса Максим Соколов, гендиректор РЖД Олег Белозеров и губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин заложили капсулу в честь начала строительства моста через реку Обь. Тогда же министерство опубликовало предложение инвестора ООО «Северный широтный ход» о заключении концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым». Начался прием заявок на участие в конкурсе.

В июле Минтранс подвел итоги конкурса по отбору концессионеров и определил инвестора — ООО «СШХ», которое будет строить участок «Обская — Салехард — Надым».

Одним из главных лоббистов этого проекта считается бывший губернатор Ямала, а сегодня министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. К слову, его преемник, врио губернатора округа Дмитрий Артюхов, разрабатывал экономику СШХ еще в должности заместителя главы региона. Проект окончательно был утвержден на последней встрече Артюхова с премьером правительства РФ Дмитрием Медведевым, которая прошла в июле этого года.

Источник: Информационное агентство "Znak"


Возврат к списку