VIII Международный форум

Арктика: настоящее и будущее

 05-07 декабря, 2018, Санкт-Петербург

ИСТОРИЯ: 2017 г. - VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ"

Чилингаров: На стороне полярников — государство

11.04.2019

Чилингаров: На стороне полярников — государство

Российские полярники в следующем году получат дрейфующую станцию «Северный полюс – 2020». Однако для подстраховки решено вморозить в арктические льды судно «Капитан Драницын», которое станет ее заменой. Помимо станции важнейшие проекты в регионе — буксировка айсбергов и изучение шельфа. Об этом в интервью «Известиям» на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге рассказал президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

— 3 апреля подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению российского континентального шельфа. Наша территория расширится на 1,2 млн кв. км. Насколько это событие важно для России?

— Это архиважная новость. Все, кто занимается Арктикой, ждут окончательного решения. Пока оно промежуточное.
Мы боремся за доказательство того, что Россия прирастает северными территориями. Речь идет о 1,2 млн кв. км, которые признаются международным сообществом как продолжение территории нашей страны. И это результат очень большой, сложной, многолетней работы ученых и специалистов Министерства природных ресурсов и экологии, гидрометслужбы и многих других структур. Я считаю это самым главным событием на форуме.
В Петербурге была поднята еще одна важная тема, на которую мало обращают внимание, — транспортировка айсбергов. Эта задача тоже выполнена — айсберг весом 1 млн т был транспортирован на расстояние 50 миль, чтобы обеспечить безопасность платформ. Если айсберг встает на пути платформ, его отводят, меняют траекторию.

— Ранее удавалось перемещать такие гигантские айсберги?

— Нет, такое было сделано впервые.

— Казалось бы, времена изучения Арктики с помощью научных станций на дрейфующих льдинах ушли в прошлое. Но сейчас обсуждается вопрос о возобновлении такой практики. Для чего сейчас нужны дрейфующие станции?

— Натуральные наблюдения — самые лучшие. Они связаны с риском — лед ломается. Но, к счастью, нам удалось сохранить контингент, который умеет работать в ледовых условиях дрейфующих станций. Я сам был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 19», поэтому знаю, как на этой льдине жить, как сохранить оборудование и, самое главное, людей.
Что касается дрейфующей станции, то решение уже принято — в 2020 году у нас будет станция «Северный полюс – 2020» (10 апреля на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» прошла церемония закладки ледостойкой самодвижущейся платформы. — «Известия»).
Но мы подстраховались. Мы планируем вморозить в лед «Капитана Драницына» — это один из ледоколов, который в зависимости от дрейфа массива всего арктического льда будет работать до тех пор, пока не выйдет на чистую воду. Он в течение годового цикла будет выполнять функцию дрейфующей станции.

— Почему именно корабль?

— Для того чтобы обеспечить безопасность. Сейчас очень непредсказуемый лед.

— Артур Николаевич, известно, что вы собираетесь в экспедицию на дно Марианской впадины вместе с Федором Конюховым. Специально для этого по заказу Фонда перспективных исследований строится глубоководный автономный аппарат «Витязь-Д». На какой стадии создание батискафа?

— Пока на стадии разговоров. Мы сказали, что мечтаем, но это не значит, что мы будем. Очень сложно сделать аппарат. Он дорогостоящий, быстро его не создашь — нужно минимум три года.

— Работы на Севере достаточно опасны. В 1985 году вы руководили операцией по спасению судна «Михаил Сомов». Что думаете о безопасности в Арктике тогда и сейчас?

— Сейчас прилагается много усилий, но самое главное, что на стороне полярников — государство. Раз оно участвует, безопасность гарантирована для любых работ, выполняющихся в Арктике. Есть два момента, о которых необходимо в обязательном порядке говорить всем, кто начинает работать в Арктике: безопасность человека и экологическая безопасность.

— В художественном фильме «Ледокол» один из капитанов командует жестко, а другой общается с экипажем как с друзьями. Каким должен быть командир?

— И жестким, и обязательным, и профессиональным. Он должен показывать пример личного мужества.

Источник: Известия


Возврат к списку